Posted 7 февраля 2016,, 21:00

Published 7 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:10

Updated 8 марта, 03:10

Чем хуже – тем лучше

Чем хуже – тем лучше

7 февраля 2016, 21:00
Федеральная таможенная служба (ФТС) зафиксировала резкое снижение дохода РФ от экспорта энергоносителей в прошлом году. Доход России от экспорта нефти сократился на 42%, газа – на 23%. В стоимостном выражении экспорт нефти из РФ снизился по сравнению с предыдущим годом до 89,57 млрд. долларов. По мнению премьера Дмитри
Сюжет
Газ

Российская нефтяная промышленность работает на пределе возможностей. Наша страна стремится продавать нефти как можно больше, тем самым еще сильнее роняя котировки сырья. Так, физический объем экспорта нефти в 2015 году увеличился на 9,4% и составил 244,48 млн. тонн против 223,41 млн. тонн годом ранее. Правда, из-за резкого падения стоимости барреля Москва все равно оставалась в глубоком минусе, что и зафиксировали данные ФТС.

Основной объем экспорта пришелся на страны дальнего зарубежья. Стоимость поставок нефти туда составила 83,95 млрд. долларов, что на 42,3% ниже показателя за аналогичный период предыдущего года. Доходы от поставок нефти в СНГ упали на 32,3%, до 5,62 млрд. долларов.

Что касается экспорта газа, то, по подсчетам таможни, за прошлый год Россия поставила за рубеж 185,5 млрд. кубометров, что на 7,5% превышает показатель 2014 года. Однако из-за падения нефтяных котировок, вслед за которыми падает и цена на газ, доходы от его продажи сократились более чем на 20% и составили 41,84 млрд. долларов против 54,73 млрд. долларов в 2014 году.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, однако, нашел в этом плюсы. Объявив о сокращении зависимости бюджета РФ от экспорта углеводородов на 25%, он выразил уверенность, что это дает шанс импортозамещению. Глава правительства отметил позитивное влияние низких цен на нефть: «Если цены обратно вырастут, вернутся на прежний уровень, то все опять расслабятся».

«Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией», – заявил премьер.

Однако реальность такова, что кроме сырья Россия пока не в состоянии предложить мировым рынкам другой конкурентоспособный продукт. Для того же, чтобы сделать продукцию соответствующей современным стандартам, необходимо вложить огромные средства в модернизацию экономики, закупить современное оборудование. А закупать пока что не на что – международные рынки перекрыты из-за санкций. Да и внутренний рынок из-за обнищания населения не способен дать стимул промышленному росту. Об этом наглядно свидетельствует статистика – по итогам прошлого года вместо импортозамещения произошло падение промпроизводства на 3,4%.

«Падение цен на нефть на один доллар означает потерю казной около 100 млрд. рублей в год. При 50 долларах за «бочку» (по этой цене сверстан бюджет) дефицит составляет около 750 млрд. рублей. Если котировки закрепятся около 30 долларов, российская казна недосчитается уже 2,75 трлн. рублей», – подсчитал аналитик ИК «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. По его словам, девальвация рубля, конечно, в какой-то степени нивелирует потери сырьевых компаний и бюджета, но, во-первых, не полностью, во-вторых, она чревата всплеском инфляции и ростом общественного недовольства.

«Что касается ухода от нефтяной зависимости, то за последние полтора десятка лет она только увечилась. Пока не видно каких-то причин – появления инвестиций или дешевого кредита, улучшения делового климата, благодаря которым наша экономика начала бы модернизироваться», – сделал вывод эксперт.

"