Posted 6 октября 2015,, 21:00

Published 6 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Дорого и сердито

Дорого и сердито

6 октября 2015, 21:00
Подорожание, обусловленное двукратным падением рубля, коснулось всех марок и моделей, представленных на российском рынке. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат». Наиболее уязвимы к росту цен оказались импортные автомобили. При этом потребительский спрос в условиях

Наибольшее подорожание автомобилей – на 7,7% – произошло в январе вслед за резким обвалом рубля. Затем, в феврале и апреле, автомобили росли в цене по 4,3%, а с мая по август наблюдался спад. В сентябре цены вновь выросли на 0,7%. При этом максимальный рост наблюдался у тех компаний, которые не имеют в России собственного производства, то есть не могут сэкономить за счет локализации. Структура рынка с осени прошлого года изменилась в сторону более дешевых, компактных автомобилей. Население выбирает более недорогие машины.

«Самый резкий рост цен наблюдался после декабрьского скачка курса рубля. Вторая волна подорожания произошла после летней волны девальвации российской валюты. Таким образом дилеры просто пытаются выжить в условиях малой прогнозируемости обменного курса», – сказал «НИ» Илья Бутурлин, управляющий директор Hedge.pro. По его данным, наибольший ценовой удар пришелся по автомобилям иностранной сборки, особенно по тем моделям, которые пользовались высоким спросом россиян. Именно они приросли в цене на 25–30%. Импортные автомобили российской сборки подорожали в среднем на 15%. Стоимость отечественных машин увеличилась где-то на 10% в связи с использованием импортных запчастей.

Поскольку покупательская способность населения снизилась, спрос сместился на бюджетные модели. В то же время нельзя сказать, что клиенты в массовом порядке пересаживаются с внедорожников на легковушки. Как сказал «НИ» Валерий Макаев, первый заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр», падение продаж в сегменте SUV (внедорожники и автомобили премиум-класса) не превышает среднего по рынку: «Доля представителей SUV последние восемь месяцев держалась на уровне 35,7%, что на треть меньше прошлогоднего результата и обусловлено скорее тем, что клиенты стали реже менять внедорожники, нежели легковые авто».

Особняком стоит рынок автомобилей премиум-сегмента. Здесь спад продаж меньше, чем в целом по рынку, поскольку состоятельные люди покупают данные машины с целью вложить деньги, не обращая внимания на рост цен – за год стоимость в этом сегменте выросла в среднем на 16,5%.

По оценке г-на Макаева, в условиях дальнейшего экономического спада и колебаний рублевого курса, роста автопродаж ждать не стоит, а вот новое повышение цен вполне возможно. «Прибыль будет выше у тех производителей, на чьи автомобили распространяются государственная программа утилизации и другие льготные предложения от дилеров или импортеров. Также в выигрышном положении окажутся отечественный автопром и те автоконцерны, которые имеют производство в России», – отметил эксперт.

С его мнением в беседе с «НИ» согласился Эмиль Мартиросян, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС: «Потребительский спрос, особенно в условиях кризиса, будет склоняться к экономсегменту локальных российских марок. Нужно понимать, что отказ потребителя от покупки нового автомобиля – это только первый шаг, далее можно ожидать от потребителя экономии на сервисном обслуживании (это до 50–60% доходов автодилеров), на топливе, страховании и иных финансовых услугах». По мнению эксперта, такой сценарий означает изменение стиля жизни и поведения потребителей. Аналитики единодушны в том, что автомобильный рынок будет переживать спад вплоть до момента выхода всей экономики из кризиса – пока реальные доходы населения полностью не восстановятся.

"