Posted 6 октября 2013,, 20:00

Published 6 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

На свой иск и страх

На свой иск и страх

6 октября 2013, 20:00
В конце минувшей недели министр экономического развития Алексей Улюкаев не исключил, что отмена пенсионных накоплений в 2014 году повлечет за собой вал судебных исков от граждан. Более того, высокопоставленный чиновник даже намекнул на то, что обыватели имеют неплохие перспективы в суде. Между тем если обратиться к пра
Сюжет
Пенсии

Напомним, что в минувший четверг правительство одобрило шесть законопроектов, касающихся пенсионных накоплений граждан. В них еще могут быть внесены правки во время обсуждения в Госдуме, однако суть их уже ясна – государству срочно нужны деньги на текущие выплаты пенсий, которых не хватает в Пенсионном фонде России. Поэтому необходимые суммы решили «позаимствовать» у будущих пенсионеров – средства накопительной части пенсии россиян за 2014 год, в том числе находящиеся сейчас под управлением УК и НПФ, будут направлены в распределительную часть пенсионной системы. Речь идет о немалой сумме – 240 млрд. рублей.

Взятые деньги обещано вернуть. Тем не менее среди будущих пенсионеров нарастает тревога – не обманет ли их государство в очередной раз. Между тем министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что передавать пенсионные накопления из накопительной в распределительную часть – неверно и нелогично. Он выразил сомнения в том, что это приведет к хорошим результатам, и признался, что не представляет, из каких источников деньги будут возвращены людям позже. В связи с этим г-н Улюкаев не исключил судебных исков от недовольных обнулением накопительной части пенсии граждан и предположил, что они имеют неплохие судебные перспективы.

«Потока исковых заявлений не избежать, – подтвердила в беседе с «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская. – Платить по счетам будет само правительство в лице Пенсионного фонда и, возможно, Минфина. Обойтись казне такое разбирательство может в общей сложности в несколько миллиардов рублей, так как иски будут массовыми и «весомыми» по объему. Все больше российских компаний переходит на полностью прозрачную бухгалтерию, и «заморозка» пенсионных накоплений этой части населения может вызвать не только бурный протест, но и потянуть за собой дополнительные расходы по судебным решениям. Нужно понимать, что та часть населения РФ, чьи пенсионные накопления сейчас планируется перенаправлять, является не только экономически активной, но и юридически грамотной».

Если же говорить о перспективах, то здесь у экспертов уже нет такой уверенности. С одной стороны, распространенное мнение, что в России выиграть у государства невозможно, не совсем верно. Не так давно Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге (ИПП) провел исследование, в котором выяснил, что выигрыш предпринимателя в арбитражном суде – явление вполне обыденное. Ученые подсчитали, что шансы удовлетворения судебных требований предпринимателя полностью или частично составляют 37% и 7,4% соответственно.

Вместе с тем, по статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2009 году суды рассмотрели 461,1 тыс. гражданских исков физических лиц к органам власти (то есть с государством судился каждый 308-й россиянин) и 4,34 млн. исков государства к гражданам (государство судилось с каждым 33-м гражданином). В итоге суды удовлетворили 416,3 тыс. исков физлиц (90,3%) и 4,29 млн. исков государства (98,8%). Иными словами, из 4,8 млн. судов с участием граждан и властей первые выиграли 466,3 тыс. То есть шанс гражданина выиграть суд с государством составляет 9,7%. Неудивительно, что Россия остается одним из лидеров по числу обращений граждан в Европейский суд по правам человека.

Напомним, что зимой этого года пленум Верховного суда России одобрил законопроект, расширяющий возможности граждан в споре с чиновниками. Документ предлагает создать в региональных судах специальные коллегии по рассмотрению дел, одной стороной которых выступает государство со всеми своими возможностями. Впрочем, пока таких органов в России нет, а значит, возможность выиграть у государства по-прежнему невелика.

Что же касается перспектив конкретных судебных исков по поводу пенсионных накоплений, то эксперты не разделяют оптимизма министра Улюкаева. «Мы не разделяем данную точку зрения по массовым искам в сторону государства, – сказал «НИ» управляющий директор международной инвестиционной компании Деннис де Йонг. – Все будет зависеть от формата компенсационных мер, которые будут предложены в законопроекте. Если они будут четко прописаны и при этом не будут противоречить кодексу, то успех исков со стороны граждан будет сведен к нулю. Ведь сейчас, как заявил господин Силуанов, правительство не рассматривает конфискацию накопительной части пенсий у населения. Средства будут переведены в распределительную часть только на 2014 год и потом проиндексированы по формуле «инфляция плюс два».

Действительно, с формальной точки зрения «подкопаться» юридически под скандальную инициативу правительства будет достаточно сложно. Особенно если в законопроекте будут детально прописаны компенсационные меры от перевода накоплений россиян в распределительную часть пенсионной системы. Принимая столь чувствительное для населения решение, правительство не сочло нужным проконсультироваться с людьми, и это действительно может породить волну недовольства, в том числе судебную. Другое дело, что шансы на выигрыш против чиновников у граждан невелики. «Вероятность исковых заявлений по пенсионным накоплениям существует, но основная масса населения является юридически неграмотной, судебной практики не имеет и ее не приветствует, тем более по отношению к государству. Безусловно, граждане подают и сейчас иски на государство по экономическим делам, но это единичные случаи, большинство из которых – не в пользу предпринимателей, а в пользу государства», – сказал «НИ» председатель правления коммерческого банка Алексей Шитов.

Как сказал «НИ» аналитик FIBO Group Анатолий Воронин, власти без всякого предупреждения изменили правила игры на рынке пенсионных накоплений, чем серьезно подорвали доверие к накопительным пенсионным системам. «А ведь именно они могли бы спасти пенсионный фонд и вообще российский бюджет, – говорит эксперт. – Сейчас же будущим пенсионерам опять продемонстрировали, что все за них решают без согласия и возможности опротестовать эти решения. Если маневр по передаче накопительной части пенсий за 2014 год будет оформлен соответствующим законом, шансы выиграть в суде минимальны. Кроме того, даже если иск будет удовлетворен, формально деньги не могут быть переданы в НПФ, ведь в этот период он будет проходить перерегистрацию».

В СПОРЕ С НЕМЕЦКИМ ГОСУДАРСТВОМ ПОБЕДИТЬ МОГУТ ДАЖЕ МИГРАНТЫ

Подача судебных исков против государства и правительства в Германии не редкость. Так, к примеру, два года назад Федеральный конституционный суд страны рассматривал иск «о законности участия Германии в оказании помощи Греции». Авторы коллективного иска – трое ученых-экономистов и депутат бундестага от партии ХСС Петер Гаувайлер – утверждали, что создание стабилизационного фонда ЕС и оказание финансовой помощи Греции и другим странам еврозоны противоречат основному закону ФРГ и законодательству ЕС. Сам факт появления данного иска в Конституционном суде явился выражением настроений в немецком обществе, ведь львиную долю коллективной помощи Евросоюза тянет на себе бюджет Германии. Вынесенный по данному иску вердикт Конституционного суда был отрицательным. Однако позитивные решения апелляций такого уровня тоже имеются.
Так, в 2010 году в тот же суд обратились три семьи немецких безработных относительно несоответствия величины социального пособия и необходимого прожиточного минимума. Суд пришел к выводу, что расчет величины социального пособия для их детей, да и взрослых тоже, взят с потолка, и обязал правительство в кратчайшие сроки произвести реалистичный подсчет социальной «потребительской корзины». И хотя в результате этого решения правительство увеличило размер пособия на весьма символическую сумму, но все же истцы в этом противостоянии с государством одержали не только моральную победу.
А некоторое время спустя Федеральный конституционный суд счел недостаточным и размер пособий, получаемых беженцами. До этого решения размер выплат этой категории иммигрантов регулировался нормативами, установленными еще в 1993 году. С тех пор размер пособия им ни разу не увеличивался, несмотря на стабильный рост цен, и составлял 255 евро в месяц. Обращение в Конституционный суд ФРГ было подано социальным судом земли Северный Рейн-Вестфалия, просившей оценить соответствие текущих размеров пособий для беженцев основному закону страны. Возникшие у социального суда вопросы были связаны с исками беженцев из Ирака и Нигерии, в которых иностранцы жаловались, что не могут вести достойный образ жизни на получаемые от немецких властей деньги.
Рассмотрев это обращение, КС ФРГ постановил, что пособия должны соответствовать прожиточному минимуму и не нарушать основных прав человека, охраняемых немецкой конституцией.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"