Posted 6 октября 2010,, 20:00

Published 6 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:35

Updated 8 марта, 06:35

Стреляем или пристреливаемся?

6 октября 2010, 20:00
Правительства стран мира рискуют положить начало «валютным войнам», если попытаются использовать курсы своих валют в качестве инструмента решения национальных проблем, заявил вчера директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. По его словам, подобные действия могут стать «серьезной угрозой д

За последнее время несколько ключевых экономик мира предприняли шаги для приостановки укрепления своих национальных валют. Япония провела первую за шесть лет интервенцию на валютном рынке, чтобы обуздать иену. Бразилия заявила о возможности действий для сдерживания роста стоимости реала. Первым шагом на этом пути стало решение об удвоении налога на покупку иностранными инвесторами облигаций, что должно снизить приток капитала в страну. Однако больше всего претензий к Китаю, который держит юань на жестком поводке, чтобы произведенные в КНР товары оставались дешевыми на мировых рынках.

«Мы видим, что некоторые развивающиеся страны, в чьи экономики поступают большие объемы капитала, заявили о том, что, может быть, пришло время использовать национальную валюту для получения преимуществ, особенно в сфере торговли, – отметил Доминик Стросс-Кан. – Я не думаю, что это хорошее решение». Глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер за день до этого прямо заявил, что между китайскими и европейскими властями есть расхождения в оценке ситуации с валютными курсами. «Мы считаем, что китайская валюта в целом недооценена», – подчеркнул он. На этом фоне даже готовность Пекина скупать облигации Греции, чтобы помочь этой стране выйти из экономического кризиса, воспринимается в Старом Свете неоднозначно: многие аналитики полагают, что это может подтолкнуть курс евро к юаню еще выше.

Российские финансовые власти, напротив, говорят об укреплении рубля. Первый зампред Банка России Алексей Улюкаев вчера сообщил, что в сентябре регулятор продал 1,3 млрд. долларов, и сделал он это как раз для поддержания национальной валюты. Чиновник также предположил, что «в краткосрочной перспективе у рубля больше шансов на укрепление, чем на ослабление». Правда, был период, когда с 10 по 24 сентября рубль потерял сразу 5,5% по отношению к евро, который тогда обосновался на отметках выше 41 руб. Но по поводу того, что за этим стояло, мнения экспертов разделились. Одни решили, что это была та самая пробная «стрельба» в унисон действиям японского ЦБ, другие – что это обычная волатильность, допустимая в рамках колебаний курса и не имеющая под собой фундаментальных причин. Но прямо о возможности резкой девальвации рубля не заявил никто.

Александр Осин, ведущий экономист одной из крупных управляющих компаний, сообщил «НИ», что расценивает сентябрьский «гэп» именно как участие в «военных действиях» на валютных рынках. «Определенная реакция на действия иностранных регуляторов со стороны ЦБ есть, ведь не случайно его действия последовали сразу же за шагами Японии. Правда, они носят кратковременный характер, потому что рынок сам все возвращает на свои места, – заявил специалист. – Приток иностранных инвестиций слабый, и он работает в данном случае против себя, потому что денежная масса, которая эмитируется для ослабления рубля к доллару за счет экспорта, негативна для инфляции». Так что получается, что Россия еще не «стреляет», а вроде бы только пробует «пристреливаться», хотя понятно, что даже единичный «залп» уже можно расценивать если не как участие в войне, то как активную подготовку к ней.

Сергей Дробышевский, руководитель научного направления Института экономики переходного периода, считает, что мы сохраняем «нейтралитет», хотя бы потому, что за последнее время просто не было поводов девальвировать рубль, чтобы получить преимущества на зарубежных рынках. «Зимой 2008/09 годов произошло обесценивание рубля, но не вследствие силового решения, а из-за кризисной ситуации в экономике. А сейчас мы вовсе в стороне от «дискуссии», – заявил «НИ» эксперт. – Я согласен со Стросс-Каном в том, что занижение курса «домашней» валюты – краткосрочно и дает ложные сигналы тем предприятиям, которые живут за счет экспорта. Но не согласен с экспертами, которые обвиняют в этом Россию. Дневные колебания рубля в «коридоре» 3% служат признаком волатильности валютного рынка, но никак не относятся к «войнам». Ведь для того, чтобы обеспечить своему экспорту лучшие условия, нужно понизить рубль как минимум процентов на 10–15 и держать его долго. Пары дней здесь недостаточно».

Кроме того, убежден г-н Дробышевский, Москве просто нельзя копировать действия Токио. «Япония действительно явно ослабляет свою иену, потому что она была сильно завышена при многолетнем «нулевом» росте экономики, – пояснил он. – А Россия при значительной части сырьевого экспорта обладает огромным резервом ненасыщенного внутреннего спроса, поэтому даже теоретически не представляется нужным в ближайшее время девальвировать рубль».

"