Posted 6 октября 2005,, 20:00

Published 6 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Тренажеры – не роскошь

Тренажеры – не роскошь

6 октября 2005, 20:00
Российская столица сходит с ума по фитнесу. Быть подтянутым модно и престижно. Однако московские фитнес-центры до сих пор похожи не на места для занятий спортом, а на тусовочные клубы для своих. И все же в ближайшее время рынок спортивных услуг станет демократичнее, а цены – ниже. Потому что главный клиент фитнес-центр

Российский рынок фитнес-услуг сегодня можно разделить на три сегмента: VIP, где стоимость услуг составляет 2,5–5 тыс. долларов в год, среднеценовой (800–1500 долларов в год) и низкоценовой, то есть заурядные «качалки», где целый год можно тренироваться за 360 долларов.

«В Москве больше всего (на 70–80%) насыщен сегмент VIP, – рассказала «НИ» маркетолог компании Symbol-Marketing Ирина Матасова. – Примерно такой же показатель (около 70%) – у «качалок». А вот среднеценовой сегмент развит еще не очень хорошо – в нем насыщенность рынка составляет всего 50–60%». Объясняется это тем, что фитнес-услуги эконом-уровня не по карману среднему классу, для которого они, собственно, и предназначены.

Специалисты отмечают, что средний класс в столице (а это примерно 30% населения Москвы с доходом в 6,6 тыс. долларов в год) просто не готов тратить на занятия фитнесом от 12 до 23% своего годового заработка. Приемлемая для него цена годового абонемента 400–600 долларов, то есть вдвое меньше, чем предлагает рынок.

«Несмотря на растущую конкуренцию, на московском рынке фитнеса нет достаточного количества предложений, отвечающих запросам потребителей, – заявила «НИ» пресс-секретарь World Class Clubs Анастасия Чернецкая. – А наибольший потенциал роста как раз у экономичного сегмента». При этом, как отмечают эксперты, дело не в недостатке услуг, а в их избытке, и, даже если клиент ими не пользуется, оплачивать их он обязан.

«В клубах полного цикла в абонемент входят плата за занятия в тренажерном зале, курсы аэробики, бассейн, – рассказала «НИ» директор по развитию Ассоциации профессионалов фитнеса Вера Заря. – И получается, что мужчины, которые даже не заглядывают в залы для аэробики, вынуждены их оплачивать. То же самое происходит с женщинами, которых обязывают платить за тренажерный зал». Что уж говорить о разного рода экзотических услугах – фитнес-барах, ледяной пещере или джакузи, которые в одних клубах числятся как дополнительные, а в других входят в стоимость клубной карты.

«В России первые фитнес-клубы были рассчитаны на новых русских, – говорит Ирина Матасова. – Поэтому рынок до сих пор с трудом переключается на иные целевые группы». С такой оценкой ситуации согласна и Вера Заря. «В западных странах нет таких фитнес-дворцов, как у нас, – утверждает она. – Но что поделать, ведь мы, русские, не одеваемся, а наряжаемся. Поэтому фитнес-центры стремятся быть не просто функциональными, а престижными. На Западе же и отделочные материалы попроще, и тренажеры не обязательно самые модные и технологичные. Там создаются условия для занятий спортом, у нас – для тусовки и знакомств».

Справедливости ради надо сказать, что некоторые крупные сети фитнес-клубов все же пытаются привлечь средний класс, предлагая ему полугодовую карту за 500–600 долларов. Но платить нужно сразу, а если делать это ежемесячно, цена будет в полтора раза выше. Что же касается старых добрых «качалок», которые в финансовом плане могут позволить себе куда больше россиян, то их недостатки известны. На тесные раздевалки и очереди можно было и не обращать внимания. А вот без душевых кабин совсем беда. Да и закрывается большинство «качалок» в 22–23 часа. А поскольку расположены они чаще всего в спальных районах, то многие потенциальные клиенты после работы просто не успевают добраться до них вовремя.

Впрочем, эксперты уверены, что ситуация вскоре нормализуется.

«Объем рынка фитнес-услуг в России составляет 500–600 млн. долларов в год (на Москву приходится 70%), – рассказывает Анастасия Чернецкая. – В Германии он равен примерно 13 млрд. долларов. В Москве с ее 10-миллионным населением этими услугами пользуются лишь 1,3 –1,5% горожан, тогда как среднемировой показатель для крупных мегаполисов, по данным Международной ассоциации клубов здоровья и спорта (IHRSA), составляет 6–16%. Так что у нас потенциал роста – как минимум четырехкратное увеличение». А по мнению Веры Заря, в ближайшие 10 лет все сегменты московского рынка фитнес-услуг будут насыщены, начнется жесткая конкуренция, и, следовательно, клубы станут более доступны для населения. Не исключено, что у нас, как в развитых странах, в обозримом будущем можно будет приобрести годовую семейную карту на четырех человек за 1 тыс. долларов.

"