Posted 6 октября 2004,, 20:00

Published 6 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Газовая полемика

Газовая полемика

6 октября 2004, 20:00
Правительство официально одобрило ратификацию Киотского протокола. Подписанное вчера Михаилом Фрадковым постановление вот-вот поступит в Думу, которая может принять его уже через месяц. Между тем полемика вокруг протокола разгорается с новой силой.

Киотский протокол – это соглашение между развитыми странами об ограничении выброса в атмосферу парниковых газов, вызывающих глобальное потепление климата. Россия подписала его еще в 1997 году, но до сих пор не ратифицировала. Если она это сделает, к 2008 году выброс вредных газов отечественными промышленными предприятиями должен сократиться до уровня 1990 года. Однако в протоколе есть еще и положение, разрешающее странам, неспособным выполнить главное его требование, покупать квоты на выброс у других государств, в числе которых непременно окажется Россия.

То, что Россия этот документ ратифицирует, стало ясно в конце мая этого года, когда Евросоюз выписал нам пропуск в ВТО в обмен на согласие главы государства одобрить Киотский протокол. Сказанное президентом решающее слово кабинет министров подхватил спустя полгода, однако и теперь специалисты не могут прийти к единому мнению, нужно нам участие в этом международном соглашении или нет.

Главный противник ратификации – советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов не раз предупреждал правительство, что задача удвоения ВВП станет невыполнимой, если Россия будет следовать правилам Киото. Он даже назвал сумму конкретных потерь – 1 трлн. долларов. Однако другие видные экономисты считают, что протокол, напротив, принесет ощутимую пользу. Так, по мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, Россия – сравнительно чистая страна с точки зрения выбросов в атмосферу парниковых газов. «Мы могли бы получать доходы от продажи квот», – полагает он.

Новой точкой зрения на проблему поделились вчера эксперты независимой исследовательской группы «Россия и Киотский протокол». Ее глава Анна Каширова считает, что документ сам по себе устарел и потому требует доработки. «Присоединение России на нынешних условиях нецелесообразно, так как нет подготовленных политических, экономических и юридических условий», – считает специалист. Прежде всего, в протоколе не прописано, по каким ценам и в каком объеме Россия будет продавать квоты на выброс парниковых газов. Анна Каширова считает, что объем квот должен быть не менее 100 млн. тонн, а цена за тонну – не ниже 40 долларов. Тогда прибыль от продажи составит как минимум 4 млрд. долларов в год. Пока же, посетовала она, предполагаемая стоимость квоты не достигает и 10 долларов за тонну. Эксперт предложила также организовать двухуровневую торговлю, при которой квоты могут продавать как государство, так и частные компании.

В обоснование своей позиции исследователи приводили тот факт, что российский выброс газов по сравнению с другими развитыми странами невелик. Лидеры по загрязнению (США – 24,9% от мировых выбросов и Китай – 12,8%) не собираются ратифицировать протокол. «Американские компании и так сокращают выбросы – на добровольной основе. Взамен государство предоставляет им налоговые льготы», – заметил эксперт группы Валерий Хомяков. По его словам, благодаря российским лесам, которые поглощают в 5 раз больше углекислого газа, чем выделяют промышленные предприятия, очищается воздух и в других странах. За это Европа должна нам еще и приплачивать. По мнению эксперта, России необходима компенсация от других стран в размере 1,5–2 млрд. долларов на поддержание лесного хозяйства.

"