Posted 6 сентября 2015,, 21:00

Published 6 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:19

Updated 8 марта, 03:19

Операция «стабилизация»

Операция «стабилизация»

6 сентября 2015, 21:00
Ничего драматичного в текущих колебаниях цен на нефть нет, и российская экономика уже практически приспособилась к ним. С таким заявлением выступил президент РФ Владимир Путин в рамках Восточного экономического форума. Между тем международные партнеры активно предлагают Москве поиск совместных решений по стабилизации ц

Владимир Путин признал, что волатильность цен на энергоресурсы – основной товар российского экспорта – присутствует на сегодняшнем рынке. «Но это от нас не зависит, это зависит от процессов, которые происходят в мировой экономике в целом и на азиатских рынках. Кстати, и здесь, мы с нашими китайскими друзьями обсуждали, ничего драматичного мы здесь не видим».

Тем не менее специалисты указывают на прямую связь между состоянием китайской экономики и колебаниями цен на нефть: обвал китайского рынка несет дополнительные риски для нефтедобывающих стран. Ведь Китай занимает второе место в мире по спросу на нефть (после США), и возможное снижение этого спроса вкупе с сохраняющимся в мире высоким уровнем добычи способны привести к очередному удешевлению барреля. Кстати, в настоящий момент ряд масштабных китайско-российских энергетических сделок оказался под вопросом именно из-за низких цен на нефть и рисков, связанных с их окупаемостью.

Кроме «китайских друзей» вопрос нефтяных цен Владимир Путин обсуждал и со своим венесуэльским коллегой Николасом Мадуро, который также присутствовал на минувшей неделе в Пекине на торжественном параде в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне. Президент Венесуэлы отметил, что у его страны «есть кое-какие неплохие идеи» в области потенциальной стабилизации нефтяных цен.

Министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил, что Россия и Венесуэла договорились продолжить консультации с международными производителями нефти по стабилизации ситуации на рынке. Напомним, что ранее Венесуэла обратилась к остальным странам – членам ОПЕК с предложением провести чрезвычайную сессию с участием России, чтобы выработать общую стратегию по поддержанию цен на рынке нефти.

Но партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин в беседе с «НИ» отметил, что подобный альянс маловероятен. «Ни о каком союзе не может быть и речи, никакого совместного воздействия на нефть не получится. Россия никогда не была законодателем мод в нефтяных ценах, она всегда следовала за какими-то другими игроками на этом рынке», – сказал эксперт, напомнив, что цена российской экспортной марки Urals в принципе определяется от европейского индекса по марке Brent. Кроме того, по его словам, Венесуэла сама находится в тяжелейшем положении – в стране падает добыча углеводородов, что негативно влияет на всю венесуэльскую экономику.

Да и как показывает практика, все попытки наиболее страдающих от низких цен на нефть членов ОПЕК – Алжира, Венесуэлы, Эквадора – созвать экстренное совещание и склонить картель к корректировке квот для поддержания барреля пока безуспешны. Хотя коммюнике ОПЕК двухнедельной давности о необходимости снижения добычи, по мнению доцента РАНХиГС Ивана Капитонова, свидетельствует о том, что сейчас проводится работа в этом направлении. «Если будет достигнуто соглашение ОПЕК с другими производителями нефти, не входящими в картель, то стабилизация вполне возможна. Без соглашения никто не пойдет на одностороннее сокращение добычи, опасаясь потерять свою долю на рынке», – сказал эксперт «НИ».

Между тем за последний год цены на нефть упали в два раза. Из-за чего, по данным Федеральной таможенной службы, за период январь – июль 2015 года доходы России от экспорта нефти упали в 1,7 раза – до 56,3 млрд. долларов. И это при том, что общий объем экспорта нефти за рубеж вырос на 7% – до 140,6 млн. тонн.

Прогнозировать же дальнейшее поведение котировок нефти не берется никто – слишком много факторов, включая политические, влияют на цену барреля. Правда, Иван Капитонов выразил надежду, что цена не опустится ниже уровня 40 долларов за баррель, так как, судя по реакции ОПЕК, для картеля это нижняя граница, по достижении которой уже будут приниматься чрезвычайные меры.

"