Posted 6 сентября 2004,, 20:00

Published 6 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Финансово-кредитный антитеррор

Финансово-кредитный антитеррор

6 сентября 2004, 20:00
Вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов предложил вчера внести поправки в закон о банковской деятельности. По его мнению, именно через банки идет основной оборот крупных средств, которые могут быть использованы для финансирования терроризма. Банкиры пока официально не прокомментировали идею депутата, зато подписали резолюц
Сюжет
Банки

Олег Морозов видит суть законодательных изменений в следующем: «Нужно поставить под более жесткий контроль оборот наличных денег, оборот крупных средств, которые могут быть в конечном итоге каналом финансирования террористов». По его мнению, это поможет перекрыть утечку денежных потоков за границу. Из чего можно сделать вывод, что российская банковская система может быть использована и для финансирования международного терроризма.

Официально банкиры пока никак не комментируют эту инициативу, однако при кулуарном обсуждении высказывают в первую очередь недоумение. «Не понятно, что имел в виду г-н Морозов, когда говорил об ужесточении. Мы и так ежедневно поставляем в ФСФМ (Федеральная служба финансового мониторинга. – А.С.) информацию о подозрительных операциях на счетах клиентов. Никаких тайн нет. Репутация дороже клиента. Кроме того, практически по любому запросу соответствующих служб любым кредитным учреждением дается полная информация о счетах клиентов, – констатировал в приватной беседе с корреспондентом «Новых Известий» один из банкиров. – Другой вопрос, что под маркой борьбы с терроризмом можно вообще дойти до крайности. Запретить, например, хождение наличных денег, потому что крупная «наличка» может быть использована террористами».

По неофициальной информации, в ФСФМ ежедневно поступает более трех тысяч сообщений о подозрительных операциях на счетах российских банков. Служба, в свою очередь, проверяет, какие организации и лица действительно могут быть связаны с отмыванием денег и финансированием терроризма. Недавно, как уже сообщали «НИ», ФСФМ разослала банкирам уточненный список подозреваемых.

Перечень, судя по всему, весьма обширен. По крайней мере в пресс-службе «финансовой разведки» затруднились даже вспомнить точную цифру входящих в него юридических и физических лиц. «Комментарий к этому вопросу давать нельзя. И список – секретная информация, и количество подозреваемых в финансировании – секретная информация», – поделился с «НИ» вчерашним утром сотрудник пресс-службы. Любопытно, что подобные списки, составленные Советом Безопасности ООН, на сайте ФСФМ есть, а наших, российских, – нет. Впрочем, вчера ближе к вечеру руководитель ФСФМ Виктор Зубков приоткрыл завесу тайны, сообщив, что в седьмой, последней версии перечня 1016 физических лиц и 124 российские и международные организации.

Между тем в Госдуме уже готов ряд поправок в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Депутаты обсуждают, в частности, возможность снижения порога контроля за сделками по операциям на счетах, а также возможность досрочного расторжения договора, в случае если банк заподозрил клиента в финансировании терроризма.

Вчера вопросы антитеррора на Всероссийском банковском форуме затронули и сами банкиры. Представители более 100 финансово-кредитных учреждений из 23 российских регионов приняли резолюцию об ужесточении системы безопасности банков от попыток отмывания «грязных» денег. На ближайшем Национальном банковском совете также будут обсуждаться вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Еще одна жертва кризиса

Со вчерашнего дня Центробанк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у ООО «Банк сбережений и развития» (Сыктывкар, Республика Коми). Решение было принято в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов ЦБ и установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных. Основной причиной ухудшения финансового состояния ООО «БСР» и как следствие отзыва лицензии Центробанк называет несбалансированность активно-пассивных операций по срокам привлечения и размещения средств. «Вследствие оттока клиентов и вкладчиков в феврале–августе 2004 года банк не сумел обеспечить ликвидность и своевременное исполнение денежных обязательств. При этом отчетность банка не отражала его неудовлетворительное финансовое положение, вводила в заблуждение кредиторов и участников рынка банковских услуг, создавая угрозу их интересам», – сообщается в официальном заявлении ЦБ. Между тем руководство банка уверенно, что его погубили происки конкурентов. Президент БСР Виталий Костриков еще в начале года заявлял о том, что банк хотели выкупить «определенные структуры», но их не устроила цена. Со вчерашнего дня в ООО «БСР» назначена временная администрация. В банке к моменту отзыва лицензии находилось несколько миллионов рублей частных вкладов.

Анастасия САМОТОРОВА

"