Posted 6 августа 2015,, 21:00

Published 6 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:38

Updated 8 марта, 03:38

Цены на летних каникулах

Цены на летних каникулах

6 августа 2015, 21:00
В июле по сравнению с предыдущим месяцем продуктовая корзина «НИ» хоть и незначительно, но подешевела – на 1,3%. Главную роль в этом сыграл сезонный фактор: летом и осенью российский рынок может в значительной степени конкурировать с импортом, который в основном определяет цену в «неурожайный» сезон зимой и весной. Осо

Бананы сбросили с июньской цены 40,8%. Прежде всего за счет «Перекрестка» и Преображенского рынка, снизившего на них свои ценники соответственно на 34% и совершенно удивительные 79%. Но бананы – особый случай, цены на них, как отмечают эксперты, крайне нестабильны: могут скакать с амплитудой в 20–30% в течение одной недели. Пять-шесть месяцев в году (включая июль) для бананов считаются низким сезоном, когда на прилавках много дешевых фруктов нового урожая: ягод, яблок, груш.

По мнению директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Владимира Колычева, в нынешнем году сезонное снижение цен будет более выраженным, чем обычно: начавшись в середине июля, оно продлится по конец сентября. «У нас обычно дефляция – это август-сентябрь, – заявил чиновник. – В основном дефляция связана с урожаем и соответственно с продовольствием. Зимой мы продовольствие импортируем, а летом этот эффект отыграется обратно».

Ранее Минэкономразвития выпустило официальный прогноз, по которому по итогам 2015 года прирост потребительских цен составит 12–12,4%. В июле, как сообщил Центробанк, наблюдалось временное ускорение годовой инфляции – 15,8%. Обусловлено оно было прежде всего повышением тарифов на услуги коммунального хозяйства. Продукты здесь ни при чем.

Действительно, отечественная плодоовощная продукция подешевела в прошлом месяце практически вся: лук репчатый – на 9,6% (в «Пятерочке – на 39%), морковь – на 13,2% (на Преображенском рынке – на 50%), помидоры – на 8,4% (в «Перекрестке» – на 33%), яблоки – 4,9% (в «Перекрестке» – на 29%).

Что касается прибавивших в цене 53,7% апельсинов (на Преображенском рынке и в BILLA соответственно 96% и 100%), то скачок этот, скорее всего, объясняется тем, что импорт фруктов ведется традиционно на заемные средства, а российские участники рынка в условиях санкций не всегда получают доступ к стабильному источнику кредитования. Кроме того, объемы ввоза меняются в зависимости от рисков, связанных с морскими перевозками, логистикой и урожайностью.

На 2,3% и 3,2% соответственно подорожали хлеб ржаной и батон «Нарезной», на 8,7% – курица, на 5,3% – сахар-песок, на 8,4% – колбаса «Докторская», на 1,9% – молоко длительного хранения. Довольно странной выглядит ситуация с растительным маслом, числящимся в списке социально значимых продуктов. В «Перекрестке» его стоимость повысилась на 72%, в «Пятерочке» – на 67%.

Примером ценовой незыблемости остается говядина, которая практически не дешевеет, а если с ней это и случается, то максимум на 9% – до 548 рублей за килограмм, как в «Виктории». Кстати, Национальная мясная ассоциация подсчитала, что потребление мяса в 2015 году уже сократилось на 2–3%, а по итогам года снизится на 6–8%. Широким массам оно не по карману – реальные доходы уменьшились, и сейчас россияне стремятся экономить на продовольствии, которое в объеме их расходов занимает от 30% до 50%. По данным недавнего социологического исследования «Ромир», 28% респондентов приобретают в магазинах лишь самые необходимые продукты, а 24% выискивают на полках самые дешевые. Например, падает спрос на элитные макароны и растет на самые доступные – из хлебопекарной муки.

Естественно, в условиях эмбарго все это не могло не отразиться на прибыли как производителей продуктов питания, так и торговых точек, их реализующих. Из-за чего на рынке в разы вырос объем продуктового брака и фальсификата. Компании выкручиваются как могут. «Некоторые снижают стоимость товара за счет использования сырья более дешевого, но не всегда лучшего с точки зрения качества, уменьшают размеры упаковки», – говорит директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Молоко в упаковках 900 миллилитров вместо 1 литра, а бакалейные товары – в пакетах 900 граммов вместо 1 килограмма стали массово появляться еще в 2008 году. Но сейчас тенденция усилилась: и молоко и бакалею часто пакуют в пакеты по 750 миллилитров и граммов соответственно.

"