Posted 6 августа 2012,, 20:00

Published 6 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:36

Updated 8 марта, 05:36

Регионам срывают стоп-кран

Регионам срывают стоп-кран

6 августа 2012, 20:00
Субсидии российским регионам на развитие пригородных железнодорожных перевозок в 2013 году будут выданы в последний раз, при этом тарифы на проезд планируется проиндексировать на 7%. Об этом в воскресенье вечером сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. С одной стороны, федеральная казна не собирается больше содержать
Сюжет
Деньги

Перевозки электричками уже давно являются убыточными. Так, в прошлом году перевозчики потребовали у регионов 35 млрд. рублей, но те смогли выделить в десять раз меньше. Разница покрывалась за счет субсидий из федерального бюджета, которые теперь будут прекращены. По данным РЖД, пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5 до 30% в общем пассажиропотоке. Однако из бюджетов этих субъектов РФ на железнодорожный транспорт выделяется всего от 0,1 до 0,7% денежных средств.

В частности, в 2012 году лишь 17 регионов взяли на себя ответственность за компенсацию неполученных доходов компаний, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки, и полностью выплачивают необходимые средства. Еще 17 регионов компенсируют не более 10% убытков пригородных пассажирских компаний (ППК), 9 регионов компенсируют от 11 до 20% и еще 7 регионов – от 21 до 50% убытков. В бюджетах 5 субъектов России (Владимирская, Тверская, Вологодская и Ленинградская области, а также Приморский край) средства на компенсацию выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний вообще не предусмотрены.

«Величина накопленных непокрытых убытков ряда пригородных компаний дает основания объявить их банкротами», – сообщили «НИ» в пресс-службе РЖД. По оценке компании, общие убытки ППК в 2012-м составят 16,3 млрд. руб. При этом в региональных бюджетах предусмотрены субсидии на компенсацию неполученного дохода от госрегулирования тарифов в объеме всего лишь 7,1 млрд. рублей.

В ряде регионов данную проблему пытаются решить, сокращая количество рейсов. Так поступают, например, в Удмуртии, Татарстане, Владимирской и Воронежской областях. Другим вариантом могло бы стать повышение стоимости проезда. Однако билеты на электрички уже и так неподъемны для жителей ряда регионов. «Отмена субсидий, или резкое повышение цен на билеты до рыночного уровня, или даже остановка пригородного сообщения приведет к всплескам социальной напряженности, которую придется тушить из центра – у регионов может просто не оказаться денег на субсидии», – сказал «НИ» аналитик финансовой компании Анатолий Воронин.

Кроме того, увеличение платы за проезд существенно скажется на мобильности рабочей силы. Сейчас относительно низкие тарифы или возможность не платить за билет дает возможность жителям пригородов работать в областных центрах. Однако, как правило, речь идет о низкооплачиваемых специалистах, и увеличение тарифа сделает эту работу для них невыгодной, что приведет к увеличению безработицы. К примеру, стоимость билета до Москвы из подмосковной Гжели и обратно составляет 231 рубль. В месяц выходит 4620 рублей. Для специалиста, получающего среднюю в регионе зарплату в 24 тыс. руб., даже эта сумма является ощутимой.

«Далеко не все регионы берут на себя ответственность за компенсацию выпадающих доходов компаний, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки, – констатирует директор по развитию и маркетингу инвестиционной компании Глеб Славутский. – Хотя администрации регионов должны быть заинтересованы в финансовом регулировании пригородных железнодорожных перевозок, поскольку, обеспечивая соцзаказ, администрация обеспечивает транспортную мобильность своему населению, снижение безработицы и экономическое развитие региона. Отмена федеральных субсидий дестабилизирует финансовое положение пригородных пассажирских компаний и может привести к параличу транспортной подвижности населения».

"