Posted 6 августа 2006,, 20:00

Published 6 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Операция «Спасатель»

Операция «Спасатель»

6 августа 2006, 20:00
В конце минувшей недели главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что кризис на алкогольном рынке спас жизни почти двух тысяч человек. По его данным, за последние пять месяцев этого года резко сократился показатель смертности населения от чрезмерного употребления алкоголя. При этом точное число летальных

Гордостью г-на Онищенко стало то, что страна спокойно пережила алкогольный дефицит и «не вздыбилась в акциях протеста». По его версии, выдержала «засуху» и экономика России, а если говорить про население, то, как радуется санитарный врач, «показатели здоровья явно превысили запланированные результаты». «Столько сохраненных жизней стоят надуманных страданий людей, которые строят свое благосостояние на чужом здоровье», – убежден глава Роспотребнадзора.

По мнению же экспертов, положительные моменты в любом дефиците искать бессмысленно, а когда речь заходит о недостатке алкоголя, потери в России, как на войне. «Народ как пил, так и пьет. Только вот возникает вопрос: чем восполнялся дефицит, если производство легального алкоголя упало в первом полугодии на 16,5%? Ответ один – контрафактом», – заявил «Новым Известиям» начальник департамента информации Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Его коллега Вадим Дробиз из Союза участников алкогольного рынка добавляет, что для любого нелегального завода любой кризис на рынке спиртного – это праздник, за который производители подпольного пойла искренне благодарны властям. «Бесконечные перебои с легальной водкой заставили алкогольных пиратов в разы увеличить объемы выпускаемой продукции, причем выросли и «смертоносные свойства» паленых «напитков», – рассказал аналитик «НИ». – Качество для подпольных участников рынка стоит на последнем месте, поэтому, если бы даже перекрыли каналы распространения этилового спирта, левую водку гнали бы из технического. Его на гидролизных заводах предостаточно производят и без такого контроля. Возросший же суррогат теперь скажется на здоровье наших граждан».

«НИ», регулярно публикующие тревожные сводки с алкогольного рынка, получают многочисленные свидетельства того, что ситуация с продажей суррогатов лучше не становится. Вот что рассказал нам наш читатель Александр Матвиенко, москвич, инженер-проектировщик: «Недавно был проездом в Саратове, где вечерком решил заглянуть в спиртной ларек. Водки на прилавках не было. Продавщица в ответ на мой ищущий взгляд удивленно спросила: вы что, не знаете, что творится в стране? Я, конечно, в своих познаниях ее разочаровывать не стал, а потому уверенно протянул деньги. Она взяла и достала из-под прилавка нужный товар. Водка оказалась паленой».

Впрочем, и официальная статистика не вполне подтверждает выводы г-на Онищенко. Тот же руководимый им Роспотребнадзор не так давно сообщал, что в первом квартале 2006 года количество опасного для здоровья алкоголя на прилавках страны удвоилось. И это происходило, напомним, на вполне спокойном фоне: грузинские и молдавские вина исчезли из продажи в самом конце марта, да и все спиртное продавалось тогда со старыми марками, и недостатка в нем не было. Каким образом в условиях дефицита минус за два месяца поменялся на плюс, совершенно непонятно. В России, напомним, ежегодно от некачественного алкоголя погибают 30–40 тыс. человек. Учитывая, что в этом году кризис загнал легальных производителей в угол, а подпольный бизнес расцвел, эксперты прогнозируют увеличение смертности минимум в 1,5 раза.

Дефицит как метод решения какой-либо проблемы, по логике г-на Онищенко, можно было бы использовать и в других, не подведомственных ему пока отраслях. Только за первый квартал этого года в России произошло 33 тыс. ДТП, в которых погибли почти 6 тыс. человек. Убрать машины из городов – и не будет аварий, а тысячи россиян останутся живы. В стране за последние месяцы зарегистрировано 55 тыс. пожаров, погибших – 7 тыс. человек. Запретить продажу спичек и зажигалок – и статистика станет лучше. Да мало ли еще проблем можно решить таким образом: у нас ведь и самолеты падают, и корабли, бывает, тонут. С инфляцией тоже стоит побороться – может, деньги отменить?

"