Posted 6 августа 2006,, 20:00

Published 6 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Полцарства за баррель

6 августа 2006, 20:00
В случае введения Советом Безопасности ООН санкций в отношении Тегерана цена на нефть может превысить 200 долларов за баррель. С таким заявлением выступил в конце прошлой недели заместитель министра иностранных дел Ирана Манучер Мохаммади, находящийся с визитом в Венесуэле. Если это случится, Россия имеет все шансы зар

По словам г-на Мохаммади, введение санкций против Ирана повлечет за собой негативные последствия, и «повышение цен на нефть на мировом рынке будет первым из них». Напомним, что в конце июля Совет Безопасности ООН принял резолюцию, требующую, чтобы Тегеран до конца августа остановил обогащение урана. В противном случае предусматривается введение экономических и дипломатических санкций. Резолюция была одобрена 14 голосами против одного – представители Катара отказались поддержать документ.

Уровень добычи нефти в Иране к настоящему времени составляет около 4 млн. баррелей в день. При этом страна придерживается размеров квот на добычу, которые установлены для нее руководством Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), то есть примерно 4% от мировой нефтедобычи. Кроме того, ранее министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки заявлял о том, что Тегеран не намерен использовать поставки нефти на международный рынок как средство давления на Запад. Но меняется ситуация – меняются и планы.

Опрошенные «Новыми Известиями» эксперты убеждены, что на такие высоты цена «черного золота» все же не взлетит. «200 долларов за баррель – это абсолютная фантастика, – уверен замгендиректора аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза» Агван Микаелян. – На нефтяном рынке на сегодняшний день объем предложения уже существенно превышает спрос. К концу года цена нефти должна упасть процентов на двадцать. Так что, если санкции против Ирана и будут введены, максимум, о чем придется говорить, это о сохранении нынешних цен, либо о незначительном их повышении».

По мнению научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, повышение мировых цен на нефть вероятно, но до 100 долларов за баррель, и только в случае нанесения США удара по Ирану. «Санкции и начавшаяся война в Ливане – это прелюдия к военной операции. Прекращение поставок иранской нефти на мировой рынок плюс ответные действия Тегерана вроде попытки закрыть Ормузский пролив приведут именно к такому результату. Возможно, что будут отдельные скачки и на более высокий уровень цен, но они будут быстро сменяться откатами». Последствиями иранского кризиса, как считает эксперт, станут большие проблемы для импортеров нефти – прежде всего Евросоюза и Японии.

«Россия получит дополнительные средства, и хотя правительство не может нормально ими распорядиться, иметь деньги лучше, чем не иметь. При этом наверняка усилится экономическая экспансия КНР в России, и, прежде всего, произойдет укрепление позиций китайского бизнеса в восточных регионах, которые с точки зрения экономики уже являются в большей степени китайскими провинциями, чем российскими. Однако конкуренция между КНР и США заставит американцев более активно бороться за территориальную целостность России. Это тот ресурс, которым будет трудно не воспользоваться», – отметил г-н Делягин.

«Для России ситуация неоднозначная, – рассуждает Агван Микаелян. – С одной стороны, нам, как стране экспортеру нефти, повышение ее стоимости на мировом рынке должно быть выгодно. Однако есть и другая сторона проблемы: наша экономика нефтяные поступления в полном объеме переварить не может. Результатом увеличения этого потока могут стать либо разгон и без того высокой инфляции, либо укрепление рубля и снижение конкурентоспособности отечественного производства. Поэтому для нас все-таки оптимальна цена на нефть в коридоре от 65 до 75 долларов за баррель».

В чем опрошенные «НИ» специалисты сходятся полностью, так это в том, что в случае резкого скачка мировых цен на нефть удержать внутреннюю стоимость топлива в пределах, приемлемых для нашего потребителя, не удастся никакими средствами. Ожидаемые к осени 20–22 руб. за один литр бензина тогда покажутся просто актом благотворительности со стороны нефтяных компаний.

"