Posted 6 июля 2011,, 20:00

Published 6 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:11

Updated 8 марта, 06:11

Не будут брать – отключим газ

6 июля 2011, 20:00
Вчера стало известно, что российские экспортеры направили приглашения приехать в РФ представителям египетского госоргана по закупке зерна General Authority for Supply Commodities (GASC). Чиновников из Страны пирамид хотят убедить в том, что нужно не отказываться от российского зерна, а включать его в тендеры. Возможно,

Понятно, что сразу же после отмены 1 июля эмбарго, введенного из-за неурожая, Россия не смогла в полной мере вернуться на мировой рынок зерна. Еще до официального подтверждения о снятии запрета отечественные производители стали заключать контракты на поставки с бывшими покупателями. Однако далеко не все оказались покладистыми и сговорчивыми. Например, в Египте российское зерно не выставляется на тендеры. И как отметил вице-президент GASC Номани Номани, его страна будет осторожна в сделках с РФ по этому продукту. В прошлом году египтянам пришлось докупать на рынке более 500 тыс. тонн зерна, чтобы компенсировать последствия российского эмбарго. И рисковать они, судя по всему, не хотят.

Ранее Египет считался крупнейшим покупателем нашего зерна. На его долю приходилось 30% всего российского экспорта. При этом до половины потребности страны в этом продукте (8–10 млн. тонн) удовлетворялось именно за счет поставок из РФ. Потеря такого рынка – это и экономические, и политические потери. Но заставить покупателя приобретать то, чего он по тем или иным причинам не хочет, невозможно. Поэтому наши экспортеры считают, что египетским чиновникам хорошо бы посетить в Новороссийске зерновое производство и убедиться, что поставки будут стабильными.

По оптимистичным оценкам, уже в августе Россия, возможно, будет допущена к первому тендеру этого года. Однако эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Олег Суханов сообщил «НИ», что «не стоит на это надеяться». По его словам, «в этом году Египет сократил объем импорта на 2 млн. тонн из-за неиспользованного собственного запаса зерна». К тому же на сегодняшний день мировые цены на этот продукт сильно падают, и сейчас российское зерно вынужденно продается на рынке с дисконтом 30–50 долларов за тонну. Так что у импортеров есть большой выбор и возможность поторговаться, чтобы получить лучшие условия. «Возможно, к октябрю этого года поставки зерна из России и достигнут 3 млн. тонн, но только при сохранении спроса»,– подчеркнул Олег Суханов.

Между тем в среду Роспотребнадзор решил запретить ввоз в РФ из Египта семян, ростков бобовых, свеклы, рукколы, гречихи, горчицы. Формально это случилось после того, как египетские семена пажитника были объявлены возможными виновниками распространения кишечной инфекции E.coli в северной Германии и Франции. Во вторник Евросоюз ввел аналогичный запрет на импорт из Египта семян и бобовых до 31 октября. Однако Россия, судя по всему, пойдет дальше. «Данные, которые мы получили дополнительно, дают нам основания закрыть еще растительную пищу из Египта», – заявил вчера главный санитарный врач Геннадий Онищенко.

О том, что зараженные кишечной палочкой пророщенные семена могли попасть в Европу из Египта, ранее сообщили специалисты Европейского центра по профилактике и борьбе с заболеваниями и Европейского агентства по продовольственной безопасности. Однако египетский министр сельского хозяйства Али Сулейман заявил в ответ, что эта информация полностью неверна и присутствие этой бактерии в его стране не выявлено и никогда ранее не регистрировалось.

Опрошенные «НИ» эксперты не стали связывать напрямую отказ Каира закупать российскую пшеницу и запрет Москвы на ввоз египетских семян, а в скорой перспективе, возможно, и продукции растениеводства. Однако не исключено, что какая-то связь между этими фактами все же существует. Ведь г-н Онищенко не раз использовал шлагбаум на пути продуктов, когда партнеры проявляли несговорчивость или строптивость, а тем более враждебность. Достаточно вспомнить хотя бы молдавские и грузинские вина, латвийские шпроты.

"