Posted 7 июня 2017, 17:20

Published 7 июня 2017, 17:20

Modified 7 марта, 17:15

Updated 7 марта, 17:15

Татфондбанк испортил кредитные истории 20 тысяч клиентов

7 июня 2017, 17:20
Сюжет
Банки
Более 20 тысяч заемщиков Татфондбанка, несмотря на вовремя погашенные кредиты, оказались в числе неплательщиков, а их кредитная история была испорчена. Агентство по страхованию вкладов пообещало разобраться в ситуации.

Клиенты Татфондбанка массово жалуются в социальных сетях и на специальных форумах, что их кредитные истории оказались испорченными. Как пишет РБК, люди оказались в числе неплательщиков несмотря на то, что продолжали платить по взятым кредитам, когда банк уже был лишен лицензии и находился под управлением временной администрации. В итоге платежи не были зачтены, а за заемщиками числится просрочка.

Информацию о том, что исправно платящие заемщики оказались в числе злостных неплательщиков подтвердили в Агентстве по страхованию вкладов. «В Татфондбанке клиенты, которые возвращали займы по кредитам в период моратория, до сих пор имеют задолженность перед банком. Погашение в ряде случаев не было зачтено. Мы в настоящее время решаем эту проблему. Склоняемся к тому, чтобы соблюсти «дух закона» и учесть данные погашения», — рассказал глава АСВ Юрий Исаев.

Банкиры и юристы отмечают, что тот факт, что в период моратория платежи по кредитам не были зачтены, противоречит российскому законодательству. Как объясняют эксперты, при введении моратория на расчеты с кредиторами замораживаются все платежи на дату введения моратория, в то же время банк должен исполнять поступившие в счет погашения кредита платежи.

Источники РБК отмечают, что подобных ситуаций, да еще в таком масштабе, ранее не случалось на российском банковском рынке.

В АСВ цифры источников РБК комментировать не стали. Также от комментариев отказались крупнейшие бюро кредитных историй «Эквифакс» и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

Точная сумма искусственной просрочки не называется. По мнению источников, она составляет несколько десятков миллионов рублей, так как речь идет о ежемесячных взносах процентов по кредитам за несколько месяцев. «Но в данном случае важен сам факт того, что это произошло», — говорит один из собеседников РБК.

Директор юридического департамента Объединенного бюро кредитных историй Виктория Белых заявила, что в зависимости от учетной политики банк может относиться к одноразовым просрочкам, которые возникли в середине кредитной линии, двумя способами. Первый способ - это когда банк при поступлении новых средств от должника погашает самую раннюю его невыплату. При этом, просрочка ежемесячно будет переноситься, и если месячный платеж был просрочен единожды, то просрочка не составит более 30 дней. Второй способ — это зафиксировать дату просрочки и отсчитывать от нее срок. Если у заемщика была одна ежемесячная просрочка полгода назад, то его просрочка составит 180 дней.

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков отметил, что обычно банки предпочитают второй способ. Если у заемщика была разовая просрочка, но кредит он потом все-таки погасил, эта информация все равно будет обозначена в кредитной истории, отмечает эксперт.

Также уточняется, что при получении нового кредита у заемщиков могут возникнуть проблемы. «Если он снова обратится за кредитом, то банки могут обратить на это внимание и предложить менее выгодные условия — более высокую ставку и меньший лимит, если это кредитная карта», — отмечает Волков.

«180 дней — это серьезная просрочка, и банки будут обращать на нее внимание при выдаче кредита. Из-за чего условия могут заметно ухудшиться или же вообще кредитная организация может ответить отказом, если у нее низкий аппетит к риску», — соглашается Виктория Белых. При этом уточняется, что в худшем случае клиент может потерять доступ к заемным средствам.

Причины произошедшего сбоя в АСВ не называют. Банк России также не ответил на запрос РБК о ситуации с испорченными кредитными историями розничных заемщиков Татфондбанка.

"Эта ситуация похожа на сбой, который породил вход временной администрации, который вызывает обычно изменение многих процессов в банке", - сказал руководитель группы банковских рейтингов Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА) Кирилл Лукашук.

Кроме того, ряд участников рынка считают, что сбой мог быть порожден масштабом розничного кредитного портфеля Татфондбанка и качеством обслуживания его розничного кредитного портфеля. У прочих крупных страховых случаев не было такого объема розничных кредитов за последнее время, по которым люди еще и желали бы активно платить. Как указывает один из собеседников РБК, часто при возникновении у банка проблем заемщики, напротив, прекращают обслуживать свои долги. «Не исключено, что временная администрация просто оказалась к этому не готова», — предположил он.

Для того, чтобы оспорить информацию в кредитной истории, заемщик может напрямую обратиться к конкурсному управляющему банка и попросить исправить информацию, передаваемую в бюро кредитных историй, говорит Белых. Он отметил, что связаться напрямую с кредитной организацией, находящейся в процессе банкротства, бывает затруднительно, но при этом заемщик может обратиться в БКИ с заявлением об оспаривании некорректной информации в кредитной истории, предлагает Белых способ решения проблемы. «При этом нужно учитывать, что БКИ не может вносить самостоятельных изменений в кредитную историю. В установленном законом порядке бюро направит в адрес конкурсного управляющего претензию, по результату рассмотрения которой в кредитную историю заемщика будут внесены изменения или предоставлен мотивированный отказ. Об ответе или его отсутствии бюро сообщит заемщику в течение 30 дней», — поясняет Белых.

«Однако перед АСВ, занимающимся банкротством или ликвидацией банка, стоят более серьезные задачи, человеческие и материальные ресурсы ограничены, в результате обновление информации в бюро кредитных историй часто «зависает», — резюмирует представитель бюро кредитных историй.

В АСВ указывают, что готовятся решить проблему. «Мы начали работу над созданием IT-модуля, который позволит в ходе ликвидационных процедур оперативно зачислять денежные средства заемщиков банка в счет погашения кредитов и процентов по ним, а также предоставлять оперативную информацию клиенту», - заявил Исаев, не уточнив, когда именно работа будет завершена.

Подпишитесь