Posted 6 июня 2012,, 20:00

Published 6 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:27

Updated 8 марта, 02:27

Деньги в трубу

Деньги в трубу

6 июня 2012, 20:00
Несмотря на заявления чиновников о том, что наша страна не ожидает серьезных экономических потрясений, выяснилось, что определенную страховку на случай этих самых потрясений они уже готовят. В частности, Минфин собирается вернуться к практике госгарантий, которая была введена в кризис 2008–2009 годов. Данный механизм б

Власти создадут резерв внутри бюджета на случай, если ситуация «будет напряженная», чтобы этот резерв, как и в 2009 году, направить на поддержку экономики, финансового сектора и граждан, заявил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, речь идет о госгарантиях. «В случае если мы увидим, что будут возникать проблемы у каких-то системообразующих предприятий, у финансовых институтов, мы можем использовать этот механизм», – отметил глава Минфина. Напомним, что практика финансовой поддержки предприятий была введена в кризис и касалась некоторых стратегических госкомпаний: госгарантии предоставляются под кредиты, с обслуживанием которых у компаний возникают проблемы. По словам министра, в нынешнем году российским предприятиям при необходимости могут быть выданы гарантии в размере около 80 млрд. руб. Их выдача будет определяться решением правительства для предприятий, реализующих инвестиционные проекты и испытывающих финансовые трудности, но в зависимости от конкретной ситуации. При этом запросы от предприятий могут быть разными: от 1 млрд. до 30 млрд. руб. Антон Силуанов подтвердил, что запрос на госгарантию размером 30 млрд. руб. уже поступил от Челябинского трубопрокатного завода.

Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин отмечает, что практика, о которой идет речь, распространена в Европе и себя вполне оправдывает. «Возьмем Европейский фонд финансовой стабильности, который составляет несколько сотен млрд. евро, – приводит пример г-н Осин. – Вместе с тем общий государственный долг стран периферии составляет порядка 3,9 трлн. евро, но этот фонд позволяет гарантировать 25% всех выпусков эмиссии долга европейских стран периферии в течение десяти лет. Возьмем другой пример. Премьер-министр Италии Марио Монти, с одной стороны, сокращает госрасходы на несколько миллиардов, но параллельно он ту же сумму выделил на предоставление гарантий малому бизнесу».

Вместе с тем декан экономического факультета Высшей школы экономики Олег Замулин обращает внимание на то, что подобная практика носит форсмажорный характер, а сейчас у нас еще никакого кризиса нет. «Госгарантии оправданы в кризисные моменты, когда на рынке паника и банки, которые в обычной ситуации дают компаниям деньги, вдруг отказываются это делать, – рассказал «НИ» ученый. – Поэтому компании вынуждены сворачивать производство, что создает безработицу и усиливает кризис. Поэтому государство вынуждено выступать с такими экстраординарными мерами». По словам экономиста, в течение последнего кризиса к такому ручному управлению действительно прибегали многие страны. И в тех условиях, когда наша экономика упала на 9%, это было оправдано. «Но сейчас у нас речи о падении пока не идет, – отмечает г-н Замулин. – Когда компании просят таким образом деньги у государства, они просто хотят существовать за деньги государства, а не за счет своего умения зарабатывать деньги. Если честно, мне не очень понятно, какое к этому отношение имеет трубопрокатный завод».

На этот же факт обращает внимание и заведующая кафедрой Финансового университета при правительстве РФ, ректор Института экономики и антикризисного управления Антонина Ряховская. По ее словам, многие предприятия работают на условиях, которые нельзя назвать рыночными. «Прежде чем оказывать такого рода помощь, надо выяснить реальное состояние дел на предприятии, – рассказала профессор «НИ». – Необходимо проводить мониторинг, но прежде повысить ответственность собственников предприятий, которые слишком часто скидывают ответственность на государство: как кризис, так сразу дайте денег. Государственная помощь необходима, но только действительно важным для страны предприятиям лишь в том случае, если они уже находятся на грани в финансовом отношении. И если собственник – государство, то и в этом случае также необходимо проверять, насколько эффективно используется то, что есть сегодня, насколько эффективен нынешний топ-менеджмент».

"