Posted 6 июня 2011,, 20:00

Published 6 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:28

Updated 8 марта, 06:28

«Там можно делать все, что хочешь»

6 июня 2011, 20:00
Член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев направил спикеру Борису Грызлову обращение, в котором подвергает критике законопроект «О национальной платежной системе». Он требует провести экспертизу на предмет наличия коррупции в тексте законопроекта, а также направить его на рассмотрение в Федеральную служ

Напомним, что проект закона «О Национальной платежной системе» был принят в первом чтении 10 декабря 2010 года. Документ не простой: достаточно сказать, что готовили его два года, было внесено более ста поправок. В нем определены понятия электронных денег и их перевода, созданы условия для использования мобильных телефонов в качестве устройств для платежей. Суть в том, чтобы все расчеты проходили под контролем Центробанка. Однако ко второму чтению, которое назначено на 14 июня, документ несколько видоизменился, что и вызвало критику со стороны некоторых экспертов.

Депутат Павел Медведев убежден, что нынешние электронные платежные системы способствуют распространению наркотиков, ведь здесь легко применяется «бесконтактная» схема их продажи. В аналитической записке приводится пример: наркоман через терминал, телефон или Интернет переводит деньги на мобильный кошелек наркоторговцев, указываемый ими на их сайтах в сети. Затем ему, например, с помощью SMS сообщается место закладки наркотика. При этом покупатель никогда не видит продавца. Поэтому последнего не может обнаружить и наркополицейский. По мнению Павла Медведева, такой способ распространения наркотиков дает относительно простую возможность вовлечения в наркопотребление детей и подростков. В приложении к обращению, переданному Борису Грызлову, г-н Медведев также приводит подробные инструкции по покупке в сети Интернет, в частности, марокканского гашиша. «Речь в основном об электронных платежных системах, таких как QIWI, Webmoney и так далее», – рассказал «НИ» Павел Медведев, который уверен, что сейчас эти системы никто не контролирует и в своем нынешнем виде законопроект не меняет ситуацию. «Когда закон принимали в первом чтении, правительство тогда говорило, что все эти системы надо либо закрыть, либо сделать так называемыми банковскими, то есть кредитными организациями, – говорит г-н Медведев. – Тогда был отменен закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а также предполагалось постановить все расчеты под надзор ЦБ. Но ко второму чтению предлагается все вновь восстановить. Кроме того, теперь через телефон можно будет официально перекинуть безналичные деньги на электронное средство платежа и дальше уже совершенно спокойно обналичить в банке. И это можно сделать так, чтобы источник средств был не известен».

Позиция г-на Медведева очень близка банкирам. Так в ходе недавнего обсуждения законопроекта глава ЦБ Сергей Игнатьев признался, что разделяет опасения депутата. Впрочем, он оговорился, что все субъекты национальных платежных систем находятся под контролем Центробанка. С другой стороны, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков, комментируя законопроект, говорил о том, что из-под регулирования ЦБ выведен целый сегмент финансовых операций, которые выполняют небанковские платежные агенты. При этом создаются неравные условия конкуренции. Аналитик банковского сектора Дмитрий Мирошниченко считает, что в данном случае сталкиваются лбами две позиции. «С одной стороны, банкам не нравится подобная ситуация, при которой они находятся под жестким колпаком ЦБ, при том что существует параллельная система денежного обращения, где можно делать все, что хочешь, – говорит «НИ» эксперт. – Налицо разные правила игры, неравные условия конкуренции. Поэтому они требуют либо дать банкам полную вольность, либо приструнить этих операторов. С другой стороны, ощутимая часть теневого денежного оборота проходит в том числе через эту систему. Ни одна контролирующая структура сейчас не может сказать, сколько там денег. То есть здесь сталкиваются две позиции: все запретить, поскольку вне банка денег быть не может. И вторая: прогресс остановить нельзя, параллельные системы все равно будут возникать».

Эксперт в сфере потребительского рынка Антон Сафонов согласен с тем, что сегодня перевод с одного счета на другой действительно сложно отследить, а также понять назначение этого перевода. «Банки такого рода перевод контролируют, а вот в платежных системах регистрация очень проста и не требует особо сложных манипуляций, поэтому потенциально интересна мошенникам, – сказал «НИ» эксперт. – Поэтому необходимо ввести жесткий контроль за обналичиванием этих средств либо за переводом их на реальные лицевые счета, чтобы можно было отследить начального отправителя и конечного получателя этих средств».

«Да, электронные деньги менее контролируемы для финансовых органов. Но это не значит, что их нужно запрещать под предлогом борьбы с наркоманией. Полностью непрозрачными переводы по Интернету назвать нельзя. Если для отправки денег достаточно имейла, то для получения требуется минимум паспорт. Этот финансовый рынок активно развивается. Причем если говорить о конкуренции с банковскими картами, то например Яндекс-деньги также осуществляется совместно с одним из банков. Webmoney стартовал как проект с ценными бумагами. Вместо запрета более продуктивно наладить в сфере виртуальных денег большую дисциплину и прозрачность, чем интернет-компании уже активно занимаются», – сказал «НИ» директор интернет-компании Тимофей Горшков.

"