Рус
Eng
Ритейлеры тоже плачут

Ритейлеры тоже плачут

7 апреля 2016, 00:00
Экономика
Инна Деготькова
Падение оборота розничной торговли продолжается, однако не является катастрофическим. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. При этом зафиксировано сокращение оборота крупных ритейлеров и торговых сетей, которые, по словам чиновника, жалуются на падение продаж, но не сворач

По данным Росстата, оборот розничной торговли в РФ в феврале 2016 года в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) сократился на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 2086,4 млрд. рублей. Январский показатель чуть лучше – 2125,1 млрд. рублей. Общий оборот розницы за два первых месяца 2016 года в сопоставимых ценах сократился на 6,6% – до 4212 млрд. рублей.

Напомним, что оборот розничной торговли в России в 2015 году упал на 10% по сравнению с предыдущим годом и составил 27,6 трлн. рублей.

Ухудшение этого макроэкономического показателя почувствовали на себе и киты розничной торговли – ритейлеры. Как отметил во вторник вечером Виктор Евтухов, на падение оборота ему жалуются владельцы крупных сетей. «Но я думаю, что оно остановится», – успокоил замминистра, но при этом не стал прогнозировать, когда прекратится негативная тенденция.

В то же время г-н Евтухов сообщил, что сети супермаркетов не спешат экономить на инвестиционных программах из-за падения оборота. «Торговые сети не сворачивают инвестпрограммы, открывают новые магазины и за счет этого поддерживают обороты. Многие домохозяйства перешли на более дешевые продукты питания – это сыграло свою роль. Но, по нашим оценкам, ситуация в розничной торговле не катастрофичная. Эта отрасль всегда была драйвером и переживала любые кризисы», – подчеркнул представитель Минпромторга.

Отметим, что в последние годы доля торговых сетей в обороте розничной торговли стремительно растет. Например, в 2011 году она составляла 18,4%, в 2013 году подросла до 21,6%, а в 2015 году закрепилась на отметке 24,3%, свидетельствует Росстат.

Вместе с ростом доли торговых сетей статистическая служба отмечает уменьшение числа индивидуальных предпринимателей, рынков и ярмарок. На 1 января 2016 года в сфере розничной торговли было зарегистрировано чуть более 1,4 млн. предпринимателей, что на 1,3% меньше по сравнению с январем прошлого года. К слову, среди всех предпринимателей страны именно на розницу приходится подавляющее большинство ИП – 38,4%.

Рынок розницы теряет индивидуальных предпринимателей по вполне понятным причинам. Многие компании просто не справляются с налоговой и административной нагрузкой, которая навалилась на них в результате последних законодательных новаций. Одна только система взимания платы с автомобилей «Платон» за первые месяцы реализации привела к перебоям с поставками и росту цен на товары.

Конечно, от последствий экономического кризиса, падения доходов населения также страдают и крупные торговые сети, пытающиеся удержать потребителей. Но эта битва за выживание буквально убивает их конкурентов – индивидуальных предпринимателей, рынки и ярмарки. В борьбе за покупателей ритейлеры открывают новые торговые точки, оптимизируют портфели собственных торговых марок, которые дешевле в производстве и цене, чем аналоги, развивают маркетинговые инструменты.

При этом зачастую на коммерческие, общехозяйственные и административные расходы торговые сети тратят больше, чем могут позволить доходы. Например, операционная прибыль сети «Дикси», одного из лидеров продовольственного ритейла, в 2015 году рухнула на 43%, до 5,8 млрд. рублей. А все из-за того, что ритейлер увеличил количество своих магазинов на 513 единиц.

По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, объективная данность такова, что маленькие магазины и торговые точки с их высокими тратами на закупки и низкой производительностью труда становятся неконкурентоспособными на рынке розницы. По словам защитника прав потребителей, покупатели относятся к тренду лояльно, они хотят низкие цены и большой выбор, которые ритейлеры им обеспечивают.

«А низкое качество товаров, которое часто встречается в сетевых магазинах – это побочный эффект запрета на ввоз импортных продуктов. С рынка убрали лучших, поэтому местные производители получили возможность продавать непонятно что по выгодной цене», – отметил эксперт в комментарии для «НИ».

По словам г-на Янина, потребители, в свою очередь, за неимением альтернатив вынуждены покупать то, что им предлагают оставшиеся в живых магазины.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter