Posted 6 апреля 2011,, 20:00

Published 6 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:40

Updated 8 марта, 06:40

В тупик на подушке

6 апреля 2011, 20:00
Обрушившиеся на Россию нефтяные сверхдоходы породили межведомственную дискуссию, что с ними делать: вкладывать куда-нибудь или просто копить. Если Минфин предлагает возродить стабфонд, то Минэкономразвития называет такую идею «тупиковым вариантом», настаивая, что деньги нужны стране для инновационного развития.

Напомним, вопрос о суверенных фондах на 2011 год в правительстве ранее считался решенным. Произошло это после того, как в 2009 году, в разгар кризиса, Госдума по просьбе кабинета министров приостановила до 2013 года действие ряда положений Бюджетного кодекса, описывающих правила перечисления нефтегазовых доходов бюджета в суверенные фонды. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), по сути, проедаются, они идут на покрытие дефицита бюджета и выплату пенсий, а потому оказались «на мели».

На волне роста нефтяных доходов глава Минфина Алксей Кудрин вдохновился идеей возрождения стабфонда. Он предлагает вновь создать «подушку безопасности» для сохранения положительных бюджетных и социальных показателей. То, что с ними сейчас не все в порядке, вице-премьер и министр косвенно доказывает фактами. По словам г-на Кудрина, правительство намерено в ближайшее время внести в Госдуму предложения по корректировке бюджета РФ на текущий год. «У нас уже на 300 млрд. руб. уточнений. В эту сумму вошли и зарплаты учителей, и индексация пенсий, и поддержка сельского хозяйства, и поддержка малого бизнеса, и лесные пожары, и стипендии – все эти позиции мы сможем учесть дополнительно в поправках».

Однако инициатива возрождения «кубышки» вызвала сопротивление Минэкономразвития. Как заявил вчера замглавы МЭР Андрей Клепач, восстановление отчислений нефтегазовых доходов в спецфонды – «это не политика экономического роста, а политика определенной стабильности». Между тем потребности инновационного развития страны уже сегодня требуют вложений в высокотехнологичные отрасли. Сверхдоходы, по логике противников Кудрина, достойны того, чтобы не обречь их со временем на такое же проедание, а вложить в модернизацию страны. Ведь средства в спецфондах, по оценке Минфина, планируется сконцентрировать немалые – только за этот год свыше 1 трлн. руб.

Как заметила «НИ» директор фонда «Центр развития» Наталья Акиндинова, идея возрождения стабфонда, с одной стороны, выглядит оправданной. «В период кризиса он позволил обеспечить стабильность экономики, а не влезать государству в долги, как это произошло в США и ЕС, где вырос бюджетный дефицит и где такие фонды заблаговременно созданы не были». По мнению эксперта, потребность в фонде обоснована тем, что «цены на нефть, резко подскочившие благодаря ближневосточным событиям, скоро могут пойти вниз». В этом случае «копилка» будет выполнять роль бюджетной «подушки безопасности» для компенсации неблагоприятной нефтяной конъюнктуры, в том числе в части выплаты пенсионных обязательств государства, на которые сейчас тратится значительная часть Резервного фонда.

Однако, с другой стороны, по данным Росстата, доля сырья в российском экспорте выросла в 1999–2009 годы с 44,9 до 66 %, в то время как доля высокотехнологичной продукции (машины, оборудование, транспорт) сократилась с 10,9 до 5 %. С таким багажом двигаться вперед крайне затруднительно. Ведь это путь не только к технологическому отставанию страны, но и к тому, что ее жителей воспринимают как людей «второго сорта» по сравнению с населением передовых стран, давно вступивших в постиндустриальную эпоху и развивающихся не за счет сырья, а за счет «мозгов», инноваций и IT технологий.

Как сказал «НИ» президент «Деловой России» Александр Галушка, «причина того, что миллионы россиян сейчас живут ниже прожиточного уровня, заключается в технологической отсталости нашей экономики, ее неконкурентоспособности». По словам эксперта, только создание новых, эффективных рабочих мест – не менее 1 млн. в год – может дать хорошие зарплаты и высокие пенсии работникам. А для модернизации требуются как снижение налогов на бизнес, так и изыскание средств на финансирование инновационного развития страны, в том числе из нефтегазовых сверхдоходов.

"