Posted 6 апреля 2011,, 20:00
Published 6 апреля 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 06:40
Updated 8 марта, 06:40
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил вчера, что он уверен в безусловной полезности появления предупредительной надписи. По его мнению, производители алкоголя должны быть честными с потребителем и открыто информировать его о рисках, связанных с употреблением спиртных напитков. Целевой аудиторией предупреждения считаются не 2% населения страны, которые уже зависимы от алкоголя, а те, кто еще не дошел до этой трагической черты.
Независимые эксперты в один голос говорят, что надпись окажется совершенно бесполезной. Ни любители выпить бокал вина, ни тем более законченные алкоголики на предупреждение внимания обращать не будут. Как не обращают внимания на уже существующие надписи на бутылках о том, что чрезмерное употребление спиртного вредит здоровью или что оно противопоказано детям и беременным женщинам. От того, что буквы станут крупнее, ничего не изменится, убеждены специалисты.
«Предлагаемые полумеры не окажут никакого влияния на ситуацию с пьянством, – заявил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, – впрочем, как и все предыдущие, достаточно вялые инициативы правительства по борьбе с этой российской напастью. Возможно, лишь 1–2% населения могут задуматься о том, чтобы бросить пить, и то если производители не начнут манипулировать с цветами и шрифтами». По словам г-на Янина, если уж наносить на алкогольные этикетки какие-то предупреждения, то не в виде надписей, а в виде картинок, «которые демонстрируют последствия пьянства». «Картинки срывают гламур с этого процесса и крайне эффективно воздействуют на впечатлительных девушек и подростков. Но алкашам, конечно, и это ничего не даст», – отметил эксперт.
Он предлагает повысить акцизы на водку, но сейчас, по его словам, это даже не обсуждается. Как подчеркнул г-н Янин, «последние 20 лет в России и так стимулировалось потребление водки, а прошлый год вообще был анекдотичен: на фоне многократного роста цен водка подорожала лишь на 10%». Помимо этого, считает эксперт, следует сократить часы продажи крепкого алкоголя: и реализовывать его с 14.00 до 19.00. «Однако видно, что политики России используют дешевую водку как инструмент задурманивания мозга и манипуляции сознанием граждан, – констатирует специалист. – Люди становятся пьяными, но безвредными».
Председатель Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, председатель профильного подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ Михаил Блинов тоже возмущен алкоголизацией населения. Однако и он считает предложенную чиновниками меру бесполезной. «Надпись не окажет никакого влияния, – сообщил он «НИ», – но ударит по сегменту качественного вина и по культуре потребления. И Роспотребнадзор, и Минздравсоцразвития отрицают наличие полезных свойств у вина и самого факта формирования культуры потребления. Такая позиция усиливает алкоголизацию населения. Мерами госрегулирования нужно смещать потребление в сторону натурального виноградного вина, поскольку только этот алкогольный продукт обладает полезными свойствами».
«У нас же более 2/3 абсолютного алкоголя потребляется в виде водки, – продолжает г-н Блинов, – она и является источником всех проблем. В европейских странах крепкий алкоголь стоит гораздо дороже хорошего вина. Мы же от качественного импорта отгородились высокими таможенными пошлинами, а 70% своих виноградников вырубили». По словам специалиста, производители качественного импортного вина вряд ли захотят «лепить» на свою продукцию предложенные нашими чиновниками надписи. В крайнем случае зарубежные виноделы просто откажутся поставлять в Россию свою продукцию. И в результате пострадают не алкоголики и пьяницы, потребляющие водку и суррогаты, а любители выпить бокал хорошего вина. Эксперт полагает, что на этикетках бутылок разумнее помещать информацию об эквиваленте чистого безводного спирта в напитке. Тогда человек сможет сам контролировать дозу, что будет способствовать формированию культуры потребления.
Подтверждает бесполезность нововведения и заведующий отделением Московского научно-практического центра наркологии Дмитрий Кубарев. По его словам, надписи на сигаретах не повлияли на курильщиков – не повлияют они и на людей выпивающих. «Вместо разовых акций должен быть методически разработанный комплекс мероприятий. У нас ведь алкоголь сопровождает всю жизнь, искоренить его сложно, но возможно сократить. Однако нужно время: несколько поколений должно пройти», – сообщил «НИ» врач-нарколог. Он предлагает начать с ужесточения государственного контроля: в стране очень много контрафакта. По словам специалиста, теневые производители были и остаются, а единичные случаи их разоблачения погоды не делают.
НАРКОЛОГИ О ПОЛЬЗЕ ВИНА