Posted 6 марта 2012,, 20:00

Published 6 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:42

Updated 8 марта, 05:42

Падение без взлета

Падение без взлета

6 марта 2012, 20:00
Международное агентство Fitch Ratings намерено снова пересмотреть кредитный рейтинг России в сторону понижения, если власти страны не примут меры по ужесточению бюджетной политики. Эксперты считают заявление несправедливым, но требование – обоснованным.

В день послевыборных протестных волнений в России одно из рейтинговых агентств «большой тройки» Fitch сообщило о возможном понижении кредитного рейтинга России, указав на возросшие после выборов политические и экономические риски. В частности, агентство заявило, что его решение будет зависеть от принимаемых российской правящей элитой решений в сфере бюджетной политики. Если новая власть не ужесточит бюджет, то агентству придется понизить рейтинг.

«Мы ранее говорили, что отсутствие прогресса в снижении не нефтегазового дефицита бюджета обратно к докризисной цели в 4,7% является одним из факторов, сдерживающих рейтинг России на уровне BBB», – говорится в сообщении агентства. Fitch считает, что сейчас высокие цены на нефть «страхуют» госфинансы России. Но, по мнению аналитиков агентства, при отсутствии эффективных мер сокращения расходов бюджета для снижения не нефтегазового дефицита бюджета падение цен на нефть нанесет ущерб российской экономике.

Fitch обеспокоен обещаниями Владимира Путина о повышении зарплат и пенсий, а также об увеличении госрасходов на оборону и здравоохранение. По мнению аналитиков агентства, это обойдется бюджету в 160 млрд. долларов, или 8% ожидаемого ВВП. При этом Fitch напоминает, что рост расходов уже увеличил дефицит бюджета без учета доходов от продажи нефти и газа до 10% ВВП.

«После ожидаемой победы Владимира Путина на президентских выборах в воскресенье Fitch Ratings внимательно следит за тем, как быстро новое правительство будет действовать, чтобы реформировать экономику России и ускорить бюджетную консолидацию. Путин увеличил расходы до и во время своей предвыборной кампании, а члены экономической команды правительства рекомендовали провести финансовую консолидацию», – говорится в сообщении агентства.

Кроме того, Fitch указал и на политические риски, связанные с переходом России от существующей управляемой политической системы к более плюралистической модели, а также с реакцией политической и деловой элиты страны «на растущие протесты среднего класса против политики Путина, которые, судя по всему, продолжатся после президентских выборов».

Напомним, что рейтинг России сейчас находится на уровне ВВВ. В январе этого года прогноз по показателю был снижен с позитивного до стабильного. Агентство мотивировало понижение политической неопределенностью и уязвимостью российской экономики к возможному падению цен на нефть.

Соруководитель аналитического отдела Инвесткафе Дмитрий Адамов уверен, что заявление агентства политического свойства и не связано с реальным положением дел в стране. «Расчетная цена нефти находится на уровне 100 долларов за баррель. А торгуется нефть сейчас за 120 долларов», – сказал «НИ» эксперт, не видя причин для беспокойства.

Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик тоже считает необоснованным заявление агентства «большой тройки». В нынешних условиях более адекватно, на его взгляд, рассмотреть возможность повышения рейтинга России. По мнению экономиста, причин для этого хоть и немного, но есть. В частности, г-н Лисоволик заметил, что в прошлом году в России зафиксирован самый низкий уровень инфляции. Кроме того, в 2011 году у нас был фискальный профицит, а не дефицит (доходы превысили расходы).

Портфельный управляющий страховой компании, просивший не указывать его имени, согласен лишь отчасти. «Всем ясно, что заявление Fitch прозвучало в ответ на политические события в стране. Время и место выбрано не случайно. И агентство лишь напомнило, что о повышении рейтинга России не может идти и речи», – сказал «НИ» эксперт долгового рынка.

В то же время аналитик обращает внимание на справедливость опасений Fitch по поводу увеличения бюджетных расходов, но не за счет обещаний Путина: «Во-первых, никаких сверхобещаний не было. А во-вторых, 6 лет – слишком длительный срок, и он позволяет варьировать и средствами и временем».

"