Posted 6 февраля 2008,, 21:00

Published 6 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Москва не верит Росстату

Москва не верит Росстату

6 февраля 2008, 21:00
По опубликованным вчера данным Росстата, запасы зерна в России на 1 января этого года сократились на 5,1% по сравнению с первым днем 2007 года. Особенно это заметно в Москве и Подмосковье, где запасы злаков стали в среднем на четверть меньше. Столичные власти эту информацию категорически опровергают, но специалисты уве

Как уверяет Росстат, сельхозпредприятия от сокращения резервов не пострадали, к наступившему году они запаслись 18,85 млн. тонн, а это на полмиллиона больше, чем в начале 2007 года. Зато переработчики и заготовители уже успели ощутить нехватку: сейчас на их предприятиях на 15,5% меньше зерновых по сравнению с прошлогодними показателями.

Если верить госстатистике, особенно сильно сократились запасы зерна в Москве – на 25,4%. Однако в столичном департаменте продовольственных ресурсов очень удивились, услышав такую информацию. Вопрос же корреспондента «НИ» о возможном в связи с этим повышении цен на муку и хлеб вовсе озадачил чиновников. После недолгих раздумий нас все же заверили: «На начало 2008 года запасы зерна в Москве значительно превышают прошлогодние показатели».

Как бы то ни было, зерна в стране (может быть, за исключением столицы) стало меньше. Эту нехитрую арифметику специалист Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Игорь Повенский объяснил «НИ» тем, как складывалась ситуация с выполнением экспортной программы. Россия вместо того, чтобы грузить зерно для отправки за рубеж в течение всего сельскохозяйственного сезона, «перевыполнила план», сделав это за полгода. Оттого и произошло снижение запасов, и сформировался, по определению специалиста, «напряженный баланс».

Впрочем, ожидается, что в скором времени он будет снят. Дело в том, что экспорт пшеницы с 29 января остановился – пошлина в 40% сделала свое дело, а поставки ячменя прекратились и того раньше. Но и подобные меры еще не панацея: прирост производства в животноводстве вызвал увеличение потребления зерна. Поэтому после Нового года цены на него взлетели. Так что злую шутку с нами сыграл, по версии г-на Повенского, не мировой рынок, а сугубо внутрироссийские факторы.

Противоположную точку зрения высказывает директор информационно-аналитического департамента Зернового союза России Сергей Шаховец. Резкое сокращение зерна он связывает именно с общей ситуацией с мировыми ценами на злаки. Дошло до того, что Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в апреле собирает специальный «зерновой саммит», на котором будут обсуждаться дальнейшие сценарии развития кризиса. У России же в планах на текущий год возвращение к показателям сбора урожая 90-х годов – это более 100 млн. тонн. Сейчас он варьируется в пределах 70 млн. тонн, но и здесь не все просто: производство муки сокращается, а комбикорма – наоборот, увеличивается.

Кто бы из специалистов ни был прав в анализе причин, нас больше интересовали последствия: подорожают мука и хлеб или нет. Г-н Шаховец рассказал «НИ», что с нового года уже идет повышение цен на основные виды зерновых (пшеницу и ячмень). Так, за пшеницу 3-го класса (которая главным образом и используется в хлебопечении) в европейской части России придется выложить порядка 7 тыс. руб. за тонну, а не 6,4 тыс., как в декабре. И хотя, как отметил специалист, цена на хлеб и на зерно не зависят друг от друга напрямую, подорожания продукта номер один не избежать.

Каким оно будет точно, эксперты затрудняются сказать – слишком много факторов задействовано, однако в то, что мукомолы и хлебопеки после подорожания сырья будут работать себе в убыток, никто, конечно, не верит. По нашим же данным, хлеб в пяти торговых точках, где «мониторят» цены на продукты корреспонденты «НИ», уже подорожал в январе на 2–5%.

"