Posted 6 декабря 2018,, 14:13

Published 6 декабря 2018,, 14:13

Modified 7 марта, 16:24

Updated 7 марта, 16:24

Цифра дня: в 2018 году ущерб от неэффективных госзакупок достиг 86 млрд руб

Цифра дня: в 2018 году ущерб от неэффективных госзакупок достиг 86 млрд руб

6 декабря 2018, 14:13
Фото: АиФ
Государство за год потеряло из-за неконкурентных госзакупок 86,5 млрд рублей с поправкой на инфляцию. Больше всего потерь принесли региональные закупщики (свыше 45 млрд рублей), федеральные (35,5 млрд рублей) и муниципальные (6 млрд рублей).

Согласно «Национальному рейтингу прозрачности закупок 2018», причиной перерасхода бюджетных средств стали закупки на неконкурентной основе. А основные нарушители - Росалкогольрегулирование, Минэнерго, Росавтодор и Росрыболовство.

86 млрд. рублей – сумма солидная (примерно столько же было вложено частными инвесторами в туристическую отрасль страны за последние 7 лет), но далеко не окончательная. «НИ» ранее уже публиковали оценку Института повышения конкурентоспособности, согласно которой неконкурентные закупки наносят ущерб в 1,5 – 2 трлн. рублей. И эта оценка намного ближе к реальности, чем «скромные» 86 млрд. рублей.

Средства уходят не только через указанные выше ведомства. Колоссальные суммы уходят из региональных бюджетов. Достаточно вспомнить благоустройство Москвы с многомиллиардными программами реконструкции улиц (только бюджет программы «Моя улица» превосходит весь бюджет любого города России, за исключением собственно Москвы и Санкт-Петербурга), неоднократным перекладыванием плитки, бордюров и посадкой цветов. А недавно, в самом конце ноября, недалеко от Останкинской телебашни и вовсе начали устраивать газон поверх снега.

Постоянная утечка бюджетных средств происходит потому, что сама система госзакупок позволяет это делать. Заказчик может без проблем составить описание так, что ни один сторонний подрядчик и близко не подойдёт к конкурсу. И это будет вполне законно. В торгах могут участвовать компании, которые принадлежат родственникам ответственных чиновников, а видимость конкуренции могут создавать компании с одним и тем же владельцем. Ещё в России присутствует обязанность заказчика заключить договор с подрядчиком, предложившим минимальную цену. В других странах либо самые дешёвые предложения автоматически удаляются, чтобы исключить мошенников, либо заключается контракт с теми, кто на конкурсе занял 1 и 2 места, распределяя заказ в пропорциях 3:2.

"