Posted 5 декабря 2007,, 21:00

Published 5 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Сервис по-российски

5 декабря 2007, 21:00
Индекс «ИМС-Сервис», характеризующий деловую активность в сфере услуг, ежемесячно рассчитывается исследовательской группой NTC Research. В России в ноябре 2007 года он увеличился на 0,5 пункта до 58. Для нас это немало. Впрочем, как отмечают эксперты, до развитых стран в области сервиса нам еще очень далеко. Пока росси

Российский индекс «ИМС-Сервис» рассчитывается каждый месяц с октября 2001 года на основании опроса более 300 компаний России. Он считается главным показателем деловой активности компаний в сфере услуг. Если его значение выше 50 пунктов, это сигнализирует о росте сектора, если ниже – о спаде. Рост деловой активности на 0,5 пункта в ноябре связан, по мнению специалистов, с активизацией спроса. Часть компаний отметила благоприятные экономические условия, которые привели к увеличению заказов и подписанию новых контрактов. Вместе с увеличением объемов заказов в российском секторе услуг возросла и занятость. Самый значительный ее рост отмечен в компаниях, занимающихся финансовым посредничеством. В этом же секторе наблюдалась и самая большая активность.

Впрочем, как и у любого явления, у этого процесса есть две стороны. Индекс мог бы идти вверх и быстрее, но рост занятости не покрывает потребность компаний в квалифицированных работниках. Да и высокая инфляция готова в любое время поставить подножку: она ведь уже приводит к небывалому росту тарифов на предоставляемые услуги и падению спроса со стороны клиентов. Так что перспективы могут быть отнюдь не лучезарны.

Интересно, что в Еврозоне показатель деловой активности в сфере услуг за ноябрь, напротив, сократился на 1,7 пункта до 54,1, и это значение стало минимальным с августа 2005 года. Эксперты объясняют этот факт тем, что в Европе сфера услуг и так достаточно развита, и ноябрьское падение – всего лишь сезонное колебание. Аналитик инвестиционной компании Алексей Павлов рассказал «НИ»: «Если в США и Европе сфера услуг является локомотивом экономики, то у нас ситуация обратная. Наш локомотив – это промышленность». К слову, индекс деловой активности в этой сфере за ноябрь 2007 года вырос на 1,2 пункта до 54,1.

До недавнего времени локомотивом роста в России была нефтянка. Сейчас ситуация постепенно начинает меняться, но, к сожалению, очень медленно, считает г-н Павлов. По его словам, «в последнее время неплохой рост демонстрирует обрабатывающая промышленность». «Во всяком случае, темпы роста инвестиций в основной капитал таких предприятий составляют около 20% в год, это очень хороший показатель», – отметил эксперт. В то же время он признает, что по многим показателям, в частности, по производительности труда, мы серьезно уступаем Западу. «Со времен распада СССР большинство перерабатывающих заводов закрылось, а те, что остались, работают на плохом оборудовании и по устаревшим технологиям», – поясняет аналитик.

Другие опрошенные «НИ» эксперты констатируют, что к росту активности в сфере сервиса малый и средний бизнес у нас, к сожалению, до сих пор имеют «достаточно опосредованное отношение». А вот то, что укрепляется сектор финансового посредничества, специалисты оценивают по-разному. С одной стороны, это, как они отмечают, очень проблемная сфера, нередко связанная с теневыми структурами. С другой – финансовая образованность общества повышается, и на первый план должны выходить прозрачные компании, предоставляющие квалифицированные услуги. И их доля на рынке, как уверяют аналитики, заметно растет.

"