Posted 5 ноября 2012,, 20:00

Published 5 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Зампредседателя комитета Госдумы Татьяна Москалькова

Зампредседателя комитета Госдумы Татьяна Москалькова

5 ноября 2012, 20:00
На днях была назначена дата заседания Совета глав государств СНГ – оно состоится 5 декабря в Ашхабаде. Одной из главных тем этого мероприятия станет обсуждение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. О том, чего следует ждать от интеграции стран бывшего СССР, «Новые Известия» поговорили с заместителем п

– Татьяна Николаевна, как вы оцениваете нынешнее состояние Содружества независимых государств?

– СНГ выполнило свою первоначальную задачу, объединив государства, способные к более глубокой интеграции. Кроме того, оно обеспечило условия для предупреждения социальных взрывов и размораживания межнациональных конфликтов, которые четко обозначились на тот момент на постсоветском пространстве. Эта миссия выполнялась в условиях острой конкуренции с другими межнациональными объединениями – ЕС, НАТО... С каждым годом конкуренция нарастала, наши оппоненты пытались создать среду добрососедства, благоприятные экономические отношения с государствами бывшего СССР и ослабить влияние России на постсоветском пространстве. Сейчас СНГ находится в состоянии переформатирования, оно меняет свои цели и задачи.

– Можно даже сказать, что Содружество отчасти потеряло свое значение. Ведь сейчас, помимо него, на территории бывшего СССР существует несколько интеграционных проектов, созданных постсоветскими государствами.

– Точнее, три проекта: Союзное государство «Россия – Белоруссия», ОДКБ, ЕврАзЭС. В свою очередь, из ЕврАзЭС образовались Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП). Таким образом, пять стран – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – в перспективе способны объединиться.

– Получается, ЕврАзЭС становится своего рода локомотивом интеграции на постсоветском пространстве?

– Теперь Таможенный союз и ЕЭП стали перспективными интеграционными проектами. Благодаря им упразднена таможенная граница между Россией, Белоруссией и Казахстаном, сформирована принципиально новая система товарооборота. В отличие от ЕврАзЭС, действующий на основе международных договоров, Таможенный союз создал свой наднациональный орган – комиссию Таможенного союза. В январе 2012 года этот орган прекратил свое существование, и на его основе образовалась Евразийская экономическая комиссия. Благодаря Таможенному союзу резко, на 30%, вырос товарооборот. А ЕЭП гарантирует свободу движения капитала, рабочей силы и услуг. Без каких-либо ограничений любой приезжий из России может работать в Белоруссии.

– Какие еще преимущества от этого процесса сближения сможет получить обычный житель страны – участницы интеграционного проекта?

– Этих преимуществ много. Например, в 2008 году подписан договор, который касается статуса трудовых мигрантов и их семей. Эти люди на территории другого государства – члена ЕЭП и Таможенного союза – имеют право на медицинское обслуживание, социальную поддержку и многое другое. Также есть акты о пенсионном обеспечении, обучении в высших учебных заведениях, обучении русскому языку.

– Тем не менее многое в работе ЕврАзЭс порой вызывает вопросы у обычных граждан. В частности, часто обращают внимание на идею создания евразийского парламента. Многим непонятно, зачем он нужен и каковы будут полномочия этого органа.

– Ни одна международная интеграционная система не может обойтись без парламента. Где тогда нам обсуждать будущие соглашения? Сейчас необходимо определиться, создавать полноценный избираемый парламент как самостоятельный высший законодательный орган интеграционной системы или обойтись созданием парламентской ассамблеи. Спор вокруг этого еще не утих. Я считаю, что заниматься основанием парламента необходимо пошагово, аккуратно, не торопясь. Еще осталось много вопросов, связанных с тем, что мы делегируем этому наднациональному органу. Пока парламент еще не создан в рамках Евразийского экономического союза. Собственно, и союз еще не создан. Мы постепенно идем к нему через следующие этапы: ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП. Следующим уровнем станет Евразийский экономический союз (ЕЭС). Пока Киргизия и Таджикистан не присоединились к тем ста соглашениям, которые заключили между собой Россия, Белоруссия и Казахстан в рамках Таможенного союза, и 17 соглашениям ЕЭП. Поэтому остальным государствам придется осваивать новые принципы интеграционной системы. Я думаю, они смогут это сделать, и мы будем вместе продвигаться вперед.

– ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП и еще Евразийский экономический союз. Зачем столько интеграционных проектов?

– Евразийское экономическое сообщество и Евразийский экономический союз похожи по названию. Но по содержанию это разные проекты. Нынешний ЕврАзЭС не располагает наднациональными органами, а в ЕЭС они будут, равно как и парламент. Но это вопрос будущего, и мы к этому постепенно идем. Сейчас еще продолжаются переговоры, поскольку каждое государство дорожит своей независимостью. Интеграция – это серьезная ответственность для России. Например, мы должны будем поставлять свои природные ресурсы по тем же ценам, что и внутри страны. При этом мы будем развивать свою промышленность так, чтобы интеграция была выгодна для России.

"