Posted 5 октября 2015,, 21:00

Published 5 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Позади планеты всей

Позади планеты всей

5 октября 2015, 21:00
В 2015 году число бедных составит 9,6% населения планеты, или 702 млн. человек, сообщается в только что опубликованном докладе Всемирного банка. Его президент Джим Ён Ким заявил, что «человечество приближается к своей цели по окончательной победе над крайней нищетой к 2030 году». ВБ пересмотрел свое определение «черты

Среди главных причин снижения числа бедных в мире Всемирный банк называет «устойчивые темпы роста в развивающихся странах, инвестиции в образование, здравоохранение, программы социального страхования и системы социальных гарантий».

О России же в отчете ВБ говорится, что главным негативным итогом года станет не столько глубокий – около 3,8% – спад ВВП, сколько резкий рост числа неимущих лиц, тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Заподозрить Всемирный банк в сгущении красок сложно – у Росстата цифры, касающиеся уровня бедности, примерно такие же.

Всемирный банк напоминает, что во время глобального кризиса 2008 года правительство России приняло пакет мер бюджетного стимулирования экономики, который поддержал потребление. «Однако в 2015 году ожидается, что падение реальных доходов вследствие инфляции и девальвационных эффектов наряду с жесткими кредитными ограничениями приведут к снижению уровня потребления и соответственно к росту бедности», – отмечают авторы доклада.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Российские эксперты в целом видят ситуацию так же, как их коллеги из Всемирного банка. «Даже при условии замедления негативной динамики в отношении доходов и инфляции показатели бедности по итогам 2015 года существенно превзойдут прошлогодние», – отмечается в отчете Высшей школы экономики. Большинство аналитиков указывают в качестве первопричины падение реальной заработной платы. По данным Росстата, к августу 2015-го она сократилась на 9,2% в годовом исчислении, а потребительские цены с начала нынешнего года выросли уже более чем на 10%.

По мнению директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой, бедность не измеряется только финансовым показателем. Например, пенсионерам нужны не столько деньги, сколько услуги – медицина, лекарства, уход. Не имея всего этого, многие из них утратили всякую надежду на получение помощи от государства. Действительно, бедность – это скорее самоощущение, психологическое состояние, нежели отсутствие некой суммы в кармане, кошельке, под подушкой или на банковском счету. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, 66% россиян считают, что за последние пять лет бедных в стране стало больше.

Напоминая, что задачу сокращения бюджетного дефицита Минфин решает во многом за счет социальной сферы, Татьяна Малева предупреждает: «Нельзя экономить на борьбе с бедностью. Если дети растут в бедной семье, то они получат некачественное образование, плохое место на рынке труда или, того хуже, станут безработными. Нужно не сокращать расходы на решение этой проблемы, а искать ресурсы, чтобы помогать людям вырваться из этой ловушки, поскольку расхлебывать последствия будет многократно дороже».

Директор Института социальной политики и социальных экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов напомнил в разговоре с «НИ», что в «тучные» нефтяные годы число граждан, живущих ниже прожиточного минимума, сокращалось. «Если бы сейчас нефть снова перевалила за 100 долларов за баррель, проблема была бы не столь острой. Другое дело, что мы слишком уж зависим от каких-то внешних факторов. Надо дистанцироваться от них. А то получается: с начала «нулевых» – быстрый рост благосостояния, потом – умеренные темпы, а потом – обвал», – сказал эксперт. «Утешиться» же собеседник «НИ» предложил тем, что, по его мнению, в благополучной Европе в ближайшее время уровень бедности тоже вырастет, учитывая нынешний иммиграционный поток.

"