Posted 5 октября 2014,, 20:00

Published 5 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:01

Updated 8 марта, 04:01

На грани «войны»

На грани «войны»

5 октября 2014, 20:00
Мировые цены на нефть, после небывалого с 2012 года падения, вызванного позицией Саудовской Аравией, ищут новую точку равновесия. Происходящее в настоящее время изменение цен на черное золото может стать предвестником большой ссоры между странами-членами ОПЕК, по-разному представляющими себе, как должна развиваться неф

На прошлой неделе два извечных соперника за влияние на Ближнем Востоке – Саудовская Аравия и Иран – опять не поняли друг друга. Как сообщает иранское агентство IRNA, официальный Тегеран решил возобновить своп-операции (операции обмена нефтью) со своими соседями – прежде всего, с Казахстаном. Таким образом, Иран хочет отчасти компенсировать падение цен на черное золото, которое больно бьет по бюджету этой страны, сильно пострадавшей от международных санкций.

При этом Саудовская Аравия, похоже, решила придерживаться прямо противоположной тактики. Второго октября, после того как эта арабская страна понизила цены на ноябрь для потребителей своего главного экспортного продукта, цена нефти марки Brent упала до рекордной с 2012 года отметки – 92 доллара за баррель. Саудовская Аравия понижает цену на углеводороды третий месяц подряд. И это может привести к «нефтяной войне» в рамках ОПЕК, которая рискует стать одной из самых серьезных в ее истории.

В эту организацию, напомним, входят 12 государств, обладающих двумя третями мировых запасов нефти: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Ангола, Нигерия, Эквадор. Исторически в ОПЕК существуют как бы две группировки. В первую – во главе с Саудовской Аравией – входят монархии Персидского залива. Во вторую – остальные государства, среди которых наиболее активно идет на конфликты Иран.

Сейчас в связи с боевыми действиями в Ираке и Сирии противоречия в ОПЕК резко обострились. К военным кризисам следует прибавить приток сланцевой нефти из США и замедляющий рост спроса на нефть в Азии. Тем удивительнее оказалось решение Саудовской Аравии. Большинство экономистов считали, что крупнейшее арабское королевство постарается остановить снижение цен на черное золото или хотя бы замедлить его, уменьшив добычу сырья. И Саудовская Аравия, и ее близкий союзник Кувейт приняли решение снизить цены на нефть самостоятельно и не проинформировали о нем остальных членов ОПЕК.

Как ожидается, именно это будет ключевым для обсуждения на саммите организации, который состоится 27 ноября в Вене. Иран даже попытался поторопить другие страны-члены ОПЕК. Иранский министр нефти Бижан Зангане призывал к внеочередной встрече в рамках организации уже в ближайшее время, однако испытал сопротивление Саудовской Аравии.

Восьмерка членов ОПЕК во главе с Ираном наверняка потребует первого (с декабря 2008 года) снижения добычи нефти, чтобы сохранить цены хотя бы на уровне 100 долларов за баррель. Саудовская Аравия и ее союзники будут возражать. Специалисты ждут повторения скандала 2011 года, когда министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Найми, столкнувшись с сильным сопротивлением желанию Эр-Рияда повысить добычу в условиях бурных событий арабской весны, покинул заседание, громко хлопнув дверью и назвав встречу одной из самых худших за всю историю организации.

Поведение Найми является показательным. Раньше нефтяные министры собирались в Вене за неделю до встречи ОПЕК и посвящали оставшееся время кулуарным переговорам и контактам с журналистами. На встречу организации этим летом аль-Найми прилетел за несколько часов до ее открытия и удивил коллег предложением собираться не два раза в год, а лишь один. Общение, по его мнению, может носить «удаленный характер». Эр-Рияд считает, что договариваться на встречах особенно не о чем. Это значит, что в будущем Саудовская Аравия будет все чаще действовать самостоятельно, что приведет к дальнейшему обострению отношений между членами ОПЕК. Выиграют ли от этого независимые экспортеры – в частности, Россия, заинтересованная в высоких ценах на нефть? Все зависит от того, какая точка зрения победит – Ирана или Саудовской Аравии.

"