Posted 5 октября 2010,, 20:00

Published 5 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Сделай сам

Сделай сам

5 октября 2010, 20:00
В течение ближайших двух лет Минфин перестанет выдавать бюджетные кредиты регионам РФ. Логика финансистов с Ильинки, 9, проста: кризис вот-вот закончится, пора от антикризисной переходить к подлинно рыночной экономике и зарабатывать деньги самим. Как это делать, федеральная власть более чем прозрачно намекнула: собират

Независимые отечественные экономисты убеждены: если субъекты Федерации будут предоставлены сами себе, из кризисной ямы они будут выбираться очень долго, а некоторые так в ней и останутся. Западные аналитики тем временем прямо говорят об угрозе дефолта для ряда регионов России.

Кризис привел к тому, что налоговые доходы региональных бюджетов начали стремительно сокращаться. По информации Минрегиона, сильнее всего пострадали 17 территорий, где резко упало промышленное производство и сократилась инвестиционная активность. Правительство начало активно поддерживать субъекты РФ с помощью субсидий и кредитов. Доходы регионов в 2009 году упали по сравнению с 2008-м на 4% до 5,924 трлн. руб. При этом безвозмездная помощь из федерального бюджета увеличилась на 31%. Это помогло им выжить, но о восстановлении говорить явно рано. Ведь, несмотря на все меры поддержки, число российских регионов, исполнивших свои бюджеты с дефицитом, по итогам года составит примерно 50. То есть более половины территорий, по сути, живут в долг с весьма неясными перспективами его отдачи. Государственный долг субъектов РФ за 2009 год вырос на 48,6% и по состоянию на 1 января 2010 года составил 890,9 млрд. руб.

Много это или мало, можно судить по следующей динамике. В 2008 году «дефицитных» регионов было 44, в кризисном 2009-м – 66, или в 1,5 раза больше. В этом году – около полусотни. Иными словами, ситуация ухудшалась гораздо быстрее, чем она улучшается. Еще красноречивее цифры, характеризующие объемы недостающих денег. В 2008 году дефицит региональных бюджетов составлял 54 млрд. руб., а в 2009-м дошел до 329 млрд., то есть увеличился более чем в шесть раз. Откуда взялась эта огромная цифра?

Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров пояснил «НИ»: «Самым значительным до кризиса в региональных бюджетах был налог на прибыль. Однако во время кризиса прибыль у предприятий и компаний резко упала, более того, были даже возвраты по излишне уплаченным авансовым платежам по этому налогу. В первом квартале 2009 года в очень многих региональных бюджетах была просто катастрофа». По словам ученого, сильнее всего пострадали регионы, которые в большей степени ориентированы на экспорт, в частности, субъекты РФ с развитой металлургией, например, Вологодская и Свердловская области.

При этом важно еще и то, насколько консервативна была региональная бюджетная политика до кризиса. «Например, в Пермском крае, несмотря на то что там большая «нефтянка», бюджетная политика была достаточно консервативной, – рассказал эксперт. – Они жили так, как будто нефти нет, все конъюнктурные доходы либо складывали в резервы, либо тратили на проекты, которые приводили к снижению расходов в будущем – капремонт, дороги, отселение людей из аварийного жилья. А те регионы, кто в докризисный период не оптимизировал, а наращивал расходы, оказались в очень тяжелом положении, потому что они не привыкли к реформам и к экономии. Это, например, Московская область, где набрали кредитов, раздали кучу гарантий, а во время кризиса все это рухнуло».

«За исключением Пермского края и, пожалуй, Москвы – экстремально богатого региона, все остальные субъекты РФ даже если не почувствовали себя плохо, то страшно перепугались, – рассказывает Владимир Назаров. – Даже Ханты-Мансийский АО, второй после Москвы по богатству регион, ставил вопрос о том, что ему не хватает денег, и просил их из федерального бюджета, и даже по некоторым каналам что-то получил. А вот бедные регионы почувствовали на себе кризис существенно меньше, потому что у них была очень большая доля дотаций в бюджет. Они как сидели на шее у федерального центра, так с нее и не слезли. И поскольку резервы у центра были, он в 2009 году не сократил свою помощь, и в этих регионах ничего не изменилось».

По словам эксперта, то, насколько чувствительным оказался для региона удар кризиса, во многом зависело от того, как широко субъект РФ жил до глобальной рецессии. «Если вы привыкли жить на 1 тыс. долларов в день, а сегодня у вас только сто, то, хотя на эти деньги вполне можно прожить, вам будет тяжело, поскольку вы так не привыкли», – приводит доходчивый бытовой пример ученый.

Теперь федеральные власти полагают, что в ближайшем будущем число дефицитных регионов уменьшится за счет восстановления их доходов, а так же, как надеется министр финансов Алексей Кудрин, благодаря «более-менее рациональному» планированию бюджетов. «Мы хотим, чтобы субъекты постепенно возвращались в рыночную ситуацию», – отметил он. Поэтому уже в 2011 году Минфин повысит ставку по бюджетным кредитам с одной четвертой до одной второй ставки рефинансирования, чтобы стимулировать регионы к привлечению средств на открытом рынке. В этом году объем кредитов составит около 125 млрд. руб., но дальше будет уменьшаться. Г-н Кудрин даже дал практический совет, где регионам искать деньги. Он считает, что повышение акцизов на бензин станет для них дополнительным источником доходов. «Мы частично предлагаем сокращать транспортный налог и увеличивать налоги, которые и проще собираются, и больше, замещаем источником, большим по величине. Суммарно субъекты РФ выигрывают», – пояснил он.

Другой, по версии министра, источник пополнения доходов – это введение налога на недвижимость. Он будет поступать в бюджеты субъектов РФ и по потенциалу больше, чем налог на имущество и на землю, которые он заменит, подсчитал Минфин. Вылезти из ямы дефицита, полагают федеральные финансисты, поможет регионам не только повышение налоговых доходов, но и снижение расходных обязательств. В частности, расходы на общественную безопасность перейдут на федеральный уровень.

Независимые эксперты оценивают эти предложения Минфина весьма скептически. «Возьмите, например, Республику Бурятию, ну какой там налог на недвижимость? – задался риторическим вопросом в беседе с «НИ» руководитель Центра экономики федеративных отношений Сергей Валентей. – За счет чего они сделают свой бюджет? Какая недвижимость в этих избушках? Москва и Питер, конечно, соберут деньги, а другие регионы? А почему не отдать им часть доходов от налога на прибыль предприятий? Интересная получается штука. То, что под вопросом с точки зрения получения доходов, передается субъектам Федерации, а то, что без вопросов, уходит в федеральный центр. Таким образом, центр подталкивает местные власти к действиям, которые противоречат интересам граждан».

Западные аналитики также оценивают ситуацию в субъектах РФ как весьма серьезную и даже опасную. В последнем отчете международного рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P) говорится, что даже предоставленная правительством России финансовая поддержка регионам в условиях финансового кризиса не служит гарантией от дефолтов для сектора региональных и местных органов власти. «Недавний финансово-экономический кризис стал своего рода тестом для российской бюджетной системы с точки зрения ее готовности и способности обеспечивать системную поддержку регионов», – отмечается в документе. По мнению авторов отчета, в посткризисной ситуации принятые меры могут оказаться нежизнеспособными. И хотя в ближайшее время вероятность дефолтов российских регионов невелика, «однако на фоне сокращающихся ресурсов федерального правительства и нерешенных структурных проблем межбюджетных отношений (невысокая прозрачность, финансовая несбалансированность и низкая автономия региональных бюджетов) оказанная субъектам РФ антикризисная помощь не исключает негативного варианта развития событий», считают в S&P.

«Многие регионы действительно находятся в очень тяжелом положении, – соглашается Сергей Валентей. – Просто так взять и отказаться от их поддержки нельзя. Другое дело, что она должна быть адресной, а расходуемые деньги необходимо строго контролировать. Я бы предложил перераспределить оказываемую помощь: оставить ее тем, кому она действительно нужна, и при этом создать базу, чтобы они могли зарабатывать деньги сами». По словам ученого, сделать это будет непросто, потому что «сегодня регионы не заинтересованы в том, чтобы самостоятельно зарабатывать деньги». «У того, кто богат, средства все равно заберут, а тому, кто беден, все равно дадут, – пояснил он. – Нужно расширять ответственность регионов за счет осуществления инвестиционной политики на их территории».

«Регионы, конечно, выживут, вопрос только, какой ценой, – подчеркнул «НИ» депутат Госдумы Олег Шеин. – Мы наверняка увидим сокращение образовательной сферы. Будут закрываться детские сады, школы, учреждения здравоохранения и культуры. Начнется свертывание всех программ, касающихся ремонта инженерных сетей, коммуникаций, еще больше станут экономить на ремонте дорожного покрытия. В конечном итоге все это обернется падением объемов производства в стране. Смотрите сами: в Астраханской области уже в этом году на 30% сократились ассигнования на детское питание для малоимущих семей, а сам областной бюджет упал с 27 до 19 млрд. руб. Это катастрофа. Если правительство реализует планы дальнейшего сокращения помощи, это приведет к тому, что социальное самочувствие десятков миллионов граждан резко ухудшится».

БЮДЖЕТ РФ ИЗБАВИТСЯ ОТ ДЕФИЦИТА К 2015 ГОДУ

Правительство РФ намерено выйти на бездефицитный бюджет к 2015 году, заявил вчера Владимир Путин. Глава кабинета министров отметил, что проект бюджета на 2011 год сверстан с дефицитом в 3,6% ВВП. В 2012 году правительство намерено снизить его до уровня менее 3%, а к 2015 году вновь вернуться к сбалансированному, бездефицитному бюджету. «Очень рассчитываю на то, что, что касается дефицита, мы выдержим этот график. Рассчитываю, что основным источником ликвидации дефицита бюджета станет здоровый и качественный экономический рост», – сказал премьер. Он сообщил, что рост ВВП России в 2010 году по официальному прогнозу составит около 4%, и такие же темпы, по его словам, должны сохраниться и в среднесрочной перспективе.
По материалам РИА Новости

"