Posted 5 октября 2006,, 20:00

Published 5 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:53

Updated 8 марта, 08:53

На пороховой бочке

На пороховой бочке

5 октября 2006, 20:00
В пятницу Госдума должна была, наконец, рассмотреть во втором чтении закон об обязательном страховании ответственности при эксплуатации опасных объектов. Однако его опять перенесли на неопределенный срок – слишком много разногласий у депутатов, чиновников, бизнесменов. Документ, казалось бы, сугубо специальный, однако

По данным МЧС, в зонах расположения опасных объектов проживают 80 млн. наших сограждан, или 55% населения страны. Потенциальный ущерб от аварий составляет там 100 млрд. руб. в год. А если посчитать то, что специалисты называют ущербом косвенным, или причинением вреда третьим лицам (то есть конкретным людям, которым выпала судьба жить на пороховых бочках), этот показатель увеличится до 400–450 млрд. руб. Дорого мы стоим государству, поэтому оно решило, что страховать наши риски должны предприятия, от которых исходит опасность. Эксперты рынка убеждены, что это может покрыть 30–40% ущерба, вызванного авариями на таких объектах.

Как рассказал «НИ» один из разработчиков закона депутат Госдумы Александр Коваль, споры ведутся главным образом вокруг списка объектов, которые попадут в число обязательных страхователей, и размера страховых выплат. При первом чтении речь шла о выплатах в размере от 14,8 млн. до 1,7 млрд. руб. Правительство предложило довести их максимум до 6,5 млрд. руб.

К тому же был расширен список опасных объектов, страхование которых будет обязательным. Их станет более 250 тыс., и делятся они на три категории. К первой относятся АЗС и газонаполнительные станции, а также базы хранения ГСМ, моторных масел. Во второй категории угледобывающие предприятия, которые до сих пор страховали свою ответственность в добровольном порядке по закону о промышленной безопасности. В третью группу войдут гидротехнические сооружения.

Страховые траты заправщики переложат на наши кошельки.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Надо заметить, что жизнь пострадавшего от опасных объектов ценится законодателями намного выше, чем, скажем, жертв ДТП. Если в обязательной автогражданке максимальная выплата в случае летального исхода равна 200 тыс. руб., то за гибель человека от взрыва на бензоколонке его родственники получат 600 тыс. Максимальная выплата по имущественным рискам будет равна 360 тыс. рублей, а по так называемым рискам изменения условий жизнедеятельности граждан – 200 тыс. Для юридических лиц лимиты установлены на уровне 500 тыс. руб.

Представители нефтяной отрасли, чьи предприятия составят основную часть обязательных клиентов страховщиков, относятся к закону без особого энтузиазма. Как рассказал «НИ» пресс-секретарь «ЛУКойла» Владимир Семаков, крупные предприятия и без того страхуют свою ответственность, чего, например, не скажешь об АЗС. «Наиболее актуальной страховка станет для заправок, находящихся в черте города, где может пострадать больше людей», – подчеркнул он. Кстати, по расчетам депутата Коваля, стоимость страховки для владельца АЗС составит 12–14 тыс. руб. в год, а максимальная выплата – 500 тыс. руб. На вопрос, отразятся ли новые траты нефтяников и заправщиков на потребителях, в «ЛУКойле» ответить затруднились. «Все будет известно, когда закон примут и утвердят тарифы на страхование», – отметил г-н Семаков. В том, что обязательная страховка, безусловно, отразится на себестоимости продукции, эксперт не сомневается, однако точно сказать, насколько вырастут цены на бензин, пока не может, потому что «это надо долго и нудно считать».

Особенно ждут новый закон шахтеры. Ведь рискуют, спускаясь в забой, не только они сами, но и их семьи, живущие в горняцких поселках вблизи угольных разрезов. Правда, руководители угледобывающих компаний уверяют, что риски у них куда меньше, чем у химиков, нефтедобытчиков или производителей взрывчатых материалов, а предприятия и так непрерывно страхуются. А вот опрошенные «НИ» страховщики полагают, что большое число выплат придется как раз на горняков.

По новому закону, если он все-таки будет принят, страховать опасные объекты смогут 23 компании, объединившиеся в июле в Национальный союз страховщиков страхования ответственности. Всего же на нашем рынке этой деятельностью сейчас занимаются порядка 800 компаний, большая часть которых даже минимальные убытки погасить не в состоянии. Однако у многих есть свои лоббисты, так что, возможно, и поэтому затягивается принятие закона, необходимого десяткам миллионов россиян.

"