Posted 5 сентября 2005,, 20:00

Published 5 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

«Какая-то шпана снимает по 15 миллиардов»

5 сентября 2005, 20:00
Количество уголовных дел, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, выросло по сравнению с прошлым годом в пять раз, а объем «нехороших» финансовых сделок – в три раза. Об этом сообщил глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков. По его словам, в центре преступ
Сюжет
Банки

В этом году ФСФМ направила в правоохранительные органы более 1,4 тысячи материалов, что в пять раз больше, чем в 2004 году. Речь идет о 36 тысячах финансовых операций, которые могут иметь отношение к отмыванию «грязных» денег. Сегодня в базе данных ФСФМ имеется свыше 4 млн. сообщений о сомнительных сделках от банковских учреждений. Ежедневно их приходит по 13–15 тысяч. С начала года по инициативе ФСФМ возбуждено 463 уголовных дела, связанных с различными финансовыми преступлениями.

Среди одной из самых значительных по объему «грязной» финансовой деятельности г-н Зубков назвал операцию по получению в банках крупных сумм наличных денег. «Сама по себе обналичка – не такая большая беда, этим многие грешат, – говорит глава ФСФМ. – Вопрос в том, какие деньги обналичивают. Как правило, преступные. Почему какая-то шпана может снимать 15 млрд. руб. по потерянным паспортам, по документам людей, похороненных несколько лет назад?!» Он призвал банки выполнять, а Центробанк более жестко контролировать исполнение уже действующих законов и нормативных актов. По мнению г-на Зубкова, надзорному органу помимо отзыва лицензий за такие нарушения необходимо принимать и предупредительные меры.

Между тем угроза превращения российской банковской системы в огромную стиральную машину несколько преувеличена. Исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин считает, что какого-то оперативного повода для жестких заявлений в адрес банкиров сейчас нет. Ничего экзотического сегодня не происходит, банки работают в стабильном режиме. «Я не исключаю, что отдельные банки допускают мелкие нарушения, – сказал он «Новым Известиям». – К тому же существуют операции, по которым банки не в состоянии давать информацию в те сроки, которые установлены законом. По мнению г-на Емелина, назрела необходимость внести поправки в закон, которые установят сроки предоставления информации в ФАФМ в зависимости от вида операции. Обо всех подозрительных сделках банки оповещают соответствующие службы. «Мы немедленно сообщаем о любой сделке свыше 600 тысяч руб. (так положено по закону. – «НИ»), – говорит г-н Емелин. – И даже если сделка меньше 600 тыс., но вызывает подозрения, банки также информируют правоохранительные органы. И если речь идет об отмывании миллиардов, в ФСФМ об этом обязательно имеется информация». Совсем другое дело, как именно специалисты ФСФМ используют банковскую информацию. Если служба по финансовому мониторингу имеет более 4 млн. сообщений о подозрительных сделках и при этом возбуждено только 463 уголовных дела, то это, по словам Емелина, более чем странно. «Статистика очень показательная, – говорит г-н Емелин. – Если из такого количества совершенных клиентами операций заслуживает привлечения к уголовной ответственности примерно одна сотая процента, то масштабы отмывания денег в России сильно преувеличены».

"