Posted 5 августа 2015,, 21:00

Published 5 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:39

Updated 8 марта, 03:39

Непослушные цены

Непослушные цены

5 августа 2015, 21:00
Инфляция в России в июле 2015 года, по данным Росстата, ускорилась до 0,8% против 0,2% в июне. В годовом исчислении потребительские цены выросли на 15,6% (в июне было 15,3%). С начала года инфляция составила уже 9,4%. Это значительно опережает оптимистичные прогнозы чиновников. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, на у

Напомним, в июне из-за затухания роста цен на продовольствие в результате действия сезонного фактора инфляция снизилась на 0,5% – до 15,3%. Огурцы, помидоры, картофель за один месяц подешевели сразу на 7–10%. Но цены на непродовольственные потребительские товары и услуги продолжали расти.

В июле сезонный фактор уже не работает, зато значимый вклад в ускорение инфляции внесли коммунальные тарифы. Горячая вода сразу подорожала на 6,3%, холодная – на 6%, электричество – на 6,1%, отопление – на 5,4%. Кроме того, на 1,4% выросла стоимость проезда в троллейбусе, на 1% – в трамвае. Цена бензина поднялась на 0,8%.

Теперь Минэкономразвития РФ ожидает инфляцию в августе в годовом выражении на уровне 15,5%. Ранее в ведомстве не исключали дефляции в августе в годовом выражении, однако, по уточненным оценкам, все-таки вероятна инфляция в пределах 0,1%.

Однако, сбудутся ли эти надежды, пока не очевидно. Цены на нефть падают, вместе с ними уходит на дно и рубль. Соответственно дорожает (вопреки победным реляциям об импортозамещении) жизненно важный для российского потребителя импорт. И даже традиционное сезонное снижение цен на сельхозпродукцию едва ли сможет исправить положение.

«Проще всего увязать уровень инфляции с падением курса рубля. Несомненная связь есть, так как слабый рубль вызывает рост цен на импортные товары. Хотя стоит отметить, что наша торговля не замечала и более сильных изменений курса рубля, например в 2008–2009 годах. Курс падал, а уровень инфляции держался и даже снижался. Таким образом, можно сказать, что зависимость не линейная и прямая связь отсутствует», – сообщил «НИ» Максим Сафонов, доцент РАНХиГС.

Эксперт предлагает искать реальные причины июльского скачка инфляции в первую очередь в результате повышения тарифов на ЖКХ, далее по значимости вклада идут налоги, повышение акцизов на табак и алкоголь, рецессия, которая не позволяет расти доходам населения, монополизация в торговых сетях, которая всегда приводит к росту цен, санкции и эмбарго на импорт ряда продовольственных товаров.

Аналитики отмечают, что предпосылки для разгона инфляции значительно серьезнее, чем пытаются изобразить чиновники. «Долгосрочное планирование в очередной раз показало свою неточность. Падение цен на нефть и сопутствующее этому снижение курса рубля, неоправданное завышение стоимости некоторых продуктов и услуг на внутрироссийском рынке, уничтожение санкционных продуктов, желание торговых поставщиков и торговых сетей отбить свои потери, понесенные в начале года, – все это помешало прогнозу главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева о дефляции и замедлении роста цен сбыться», – констатировал в беседе с «НИ» Никита Куликов, исполнительный директор консалтинговой компании Heads.

А вот управляющий партнер инвестиционной компании «Неокон» Денис Ракша со своей стороны считает, что все дело в резком и продолжительном ослаблении рубля, а все остальные факторы вторичны. «Ослабление рубля заставляет поставщиков закладывать в цену риски дальнейшей девальвации. Это ведет к росту отпускных цен. Розница тут мало добавляет – она так быстро не перестраивается. Поставщики теперь стали ученые: они меняют цены очень быстро. Кроме того, для многих из них лето – «высокий сезон», то есть время, когда они зарабатывают на весь год. А у них падают обороты и растут убытки. Они понимают, что нужно оплачивать новые закупки, а нечем. Поэтому повышают цены», – пояснил в разговоре с «НИ» эксперт.

"