Posted 5 июня 2006,, 20:00

Published 5 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:04

Updated 8 марта, 09:04

Из пушки по воронам

5 июня 2006, 20:00
Всего четыре страны полностью выполнили свои обязательства по финансированию борьбы с птичьим гриппом, и России среди них нет. К такому выводу пришли вчера специалисты Всемирного банка. Отечественные способы предотвращения пандемии гораздо дешевле: от отстрела ворон до запрета шаурмы.

Напомним: в январе 2006 года по итогам международной конференции по противодействию птичьему гриппу, прошедшей в Пекине, государства и международные организации обязались собрать 1,9 млрд. долларов на борьбу с распространением вируса. Полностью свои обязательства исполнили Япония (158 млн. долларов), Швейцария (4,7 млн.), Финляндия (3,4 млн.) и Чехия (200 тыс. долларов). Остальные выплатили обещанный взнос частично или не сделали этого вовсе. Так, США, обязавшиеся внести самую крупную сумму (334 млн. долларов), пока выплатили только 71 млн. При этом американцы ориентируются на национальную программу: хотя угроза распространения вируса у них значительно ниже, чем на Евразийском континенте, власти в мае выделили пяти ведущим фармацевтическим компаниям более 1 млрд. долларов на разработку вакцины против птичьего гриппа.

В России же борьба с эпидемией приобрела весьма специфические национальные очертания. Официально ее возглавляет первый замминистра здравоохранения Геннадий Онищенко, начавший дело с громкой пиар-кампании. Известно, что главный санитарный врач призвал отстреливать ворон, назвав их почему-то «пернатыми волками». Его коллеги из Московского отделения Роспотребнадзора сообщили «НИ», что по поводу охоты на ворон г-н Онищенко «просто пошутил», но в действительности ведется активная и серьезная работа. Например, недавний запрет на торговлю шаурмой в Москве – «не что иное, как мера по профилактике птичьего гриппа, ведь в этом пищевом продукте, как правило, используется курятина».

Серьезные научные исследования по предотвращению угрозы птичьего гриппа в стране действительно ведутся: например, уже началась апробация на добровольцах новой вакцины, которая была разработана в санкт-петербургском НИИ гриппа на основе вируса H5N1. Впрочем, руководитель института академик РАМН Олег Киселев признает, что «вакцина лишь укрепляет иммунитет перед вирусом и не может спасти от пандемии». В этом же институте ведутся испытания триазоверина – лекарства от птичьего гриппа, изобретенного уральскими учеными, которое российские специалисты считают эффективнее всех зарубежных аналогов. Руководству НИИ удалось-таки получить грант от государства, но не на 1 млрд. долларов, как коллегам в США, а на 10 млн. руб. «Общая сумма государственных грантов и контрактов в российской науке – около 1 млрд. руб., – сообщил «НИ» начальник отдела развития научно-технического комплекса Минобразования Владимир Комагоркин. – Наша наука могла бы обработать суммы в десятки и в сотни раз большие».

При этом, по подсчетам Олега Киселева, сумма, необходимая для налаживания современного производства вакцины, составляет от 5 до 12 млн. долларов. И пока г-н Онищенко шутил, средства пришлось занимать все у того же Всемирного банка. А теперь, когда сотрудники НИИ гриппа самоотверженно испытывают уже готовую вакцину на себе, главный санитарный врач заявляет на пресс-конференциях о победе российских ученых. Заметим, весьма дешевой для чиновников.

"