Posted 6 мая 2021, 16:25

Published 6 мая 2021, 16:25

Modified 7 марта, 13:47

Updated 7 марта, 13:47

Закон сильного: банки отбирают ипотечные квартиры у граждан

6 мая 2021, 16:25
Сюжет
Ипотека
Совокупный банковский портфель ипотечных кредитов растет, реальные располагаемые расходы россиян падают. Как следствие, множатся случаи, когда банки отбирают единственное жилье у самых незащищенных семей - с малолетними детьми. Такая ситуация будет только нарастать.

Елена Иванова

Татьяна Вахрушева 7 лет платила ипотеку за квартиру в родном Копейске Челябинской области, в которой она живет с сыном своей умершей сестры, рассказывает НТВ. Она уже несколько лет воспитывает племянника и очень гордится тем, что у него есть отдельная комната, свою компьютер и все что нужно ребенку в его возрасте. Татьяна не так давно овдовела – муж был военным моряком, воевал в Сирии, там и погиб. Но тут пришла новая беда: судебные приставы списали с ее счета 23 тысячи рублей за коммунальные услуги, из-за этого не прошел один платеж за ипотеку. Татьяне банк о задолженности не сообщил, зато он исправно начислял на долг штрафы и пени. Когда сумма превысила необходимый порог для расторжения договора, банк потребовал вернуть весь остаток долга сразу. Вахрушева просила банк повременить – отказ, предлагала реструктурировать просроченную сумму – опять отказ. Конечно, в банке знали, какая у Татьяны, которая работает бухгалтером, зарплата, иначе как бы ей выдали кредит, но это никого не остановило. Сотрудник банка, отвечающий за работу с «трудными клиентами», с еле сдерживаемым раздражением «успокоил» женщину: мол, дело в суде, как он решит, так и будет, что сейчас волноваться.

У Светланы и Максима Доргоевых трое маленьких детей и единственная квартира – ипотечная. пишет E1.ru. Семья живет в Екатеринбурге. Они накопили 1,5 миллиона рублей, вложив материнский капитал и региональную надбавку за детей, взяли в долг у «Примсоцбанка» 1 миллион под ростовщический процент – 20% - и купили крошечную 44-метровую квартиру. Когда в 2017 году Максим потерял работу, а Светлана была беременна третьим ребенком, у семьи образовался долг в 40 тысяч рублей перед банком. Кто бы мог подумать, что банк пустит жилье с тремя маленькими детьми с молотка за 40 тысяч рублей? А ведь пустил, и даже не поморщился. Максим и Светлана начали бороться за свой дом, после первого суда подали на апелляцию. «Добрая» судья сказала Светлане: «Зачем ты за этого нерусского замуж вышла, только нищету плодите», рассказывает мать троих детей. «Я растерялась, сидела и молчала. В областном суде на слушании судья пыталась за нас вступиться, банк настаивал, что мы неплатежеспособны: по документам я была в декрете, а муж работал неофициально.

В итоге квартиру продали за долги. Помог знакомый бизнесмен, который выкупил квартиру у новых жильцов и продал ее Доргоевым. Теперь они будут выплачивать за свое жилье не грабительскому банку, а своему спасителю.

В Уфе у Богдана Демченко от ковида умерла жена. Он остался один с тремя дочерьми. Во время пандемии у самого Богдана начались проблемы с работой. В итоге – долги по ипотеке. Демченко обращался в банк по поводу кредитных каникул, но в этом ему отказали, хотя в законе записано, что каждому они полагаются. Одна беда – не подал Богдан свою заявку письменно. После вмешательства прессы ВТБ, в котором Демченко брал кредит, предложил заемщику новые варианты оплаты ипотеки. Как дальше будет развиваться ситуация, пока неясно.

Такие случаи множатся по всей стране. Граждане совокупно должны банкам 9,77 триллионов рублей за ипотеку. Чтобы понять, насколько велика эта сумма, сравним ее с показателями бюджета России за 2021 год. Эта сумма составляет половину всех доходов страны. Столько же государство израсходует на всю социальную сферу и все пенсионное обеспечение в текущем году. По данным на 2019 год, ипотеку выплачивают 17 миллионов человек, что в данном случае равно количеству домохозяйств. 37% из них причисляют себя к группе с доходами ниже среднего. Россияне стараются оплачивать ипотеку вовремя. По данным на конец 2020 года, просрочены меньше одного процента ипотечных кредитов, но она выросла на 35% и составила 80 миллиардов рублей. Если располагаемые доходы населения опять упали, это означает, что у самых бедных будет еще меньше денег, чтобы выплачивать ипотеку.

Банки, скрываясь за законом и судебными приставами, могут отказывать гражданам в ипотечных каникулах, но если ситуация будет ухудшаться, и гражданам все тяжелее будет платить, банкам придется договариваться с должниками. Специальные кредитные каникулы, введенные президентом Путиным на время пандемии, закончились месяц назад. В любом случае, ими можно воспользоваться только один раз за время действия ипотеки. При падающем доходе каникулы не спасут.

Тем не менее, программа льготной ипотеки продолжается. Новых желающих привлекают льготными кредитами, строительный рынок радуется новым квадратным метрам. Банки в радостью включились в программу «люди-новая нефть». Ипотечный кредит ВТБ, второго по значимости игрока на рынке кредитования, вырос с 2014 года почти в 4 раза. Альфа-банк в 2018 году занимал скромное 31 место, через 3 года он находится уже на 7-м по объемам кредитования ипотеки. Это говорит о том, насколько ипотечный бизнес выгоден банкам. Ведь для них очень больших рисков нет. Мало того, что вся правовая система защищает сначала банки, а потом, в редких случаях, граждан. Структура выплат ипотеки такова, что заемщики выплачивают сначала все банковские проценты, и только потом саму стоимость квартиры. Это означает, что банки сначала зарабатывают свои деньги, а потом, на тот случай, если граждане споткнутся и не смогут выплатить кредит, у них в руках остается квартира, которую банк всегда может продать. Риск остаться без заработка равен практически нулю. В сложной экономической ситуации банки могли бы взять часть рисков на себя. Могли бы. Но не хотят. Да и зачем – все ведь по закону.

Подпишитесь