Рус
Eng
Дожить до конца недели

Дожить до конца недели

6 апреля 2016, 00:00
Экономика
Дмитрий ДОКУЧАЕВ
Ровно треть российских домохозяйств, или 33%, обладает минимальными финансовыми ресурсами, у них нет сбережений или на них можно прожить не более недели, свидетельствует опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Опрос проводился в рамках совместного проекта Минфина и Всемирного банка.

Почти половина россиян – 48% опрошенных – на свои сбережения могут прожить лишь от одного до четырех месяцев. «В группы с высоким уровнем «выживаемости» можно отнести 13% опрошенных, которые указали, что их финансовых запасов хватит на пять месяцев и более», – говорится в вышедшем во вторник исследовании НАФИ, охватившем 5 тыс. человек.

И это не единственный фактор экономического кризиса, который выявил опрос. «У 21 процента взрослого населения нет банковского счета, – сообщил «НИ» управляющий партнер НАФИ Павел Саймиев. – Причем половина из этого числа людей в качестве причины указали нехватку денег».

«Доля не пользующихся финансовыми продуктами выше среднего в селах (25%), среди жителей Северо-Кавказского федерального округа (27%), респондентов старше 55 лет (27%), а также имеющих образование не выше общего среднего (33–34%), с доходами менее 35 тыс. руб. на человека (23%), безработных (39%), учащихся, студентов (34%) и пенсионеров (35%)», – уточняет НАФИ.

Наиболее популярный у граждан России финансовый продукт – расчетные банковские карты. 47% респондентов пользуются «зарплатными» картами, еще 23% – дебетовыми. При этом 40% опрошенных вообще никогда не используют безналичные платежи. И по этому показателю Россия далеко отстает от наиболее передовых стран.

На втором по популярности месте среди финансовых продуктов – кредиты, которые имеются у 29% респондентов. Вклады есть у 18% опрошенных (98% из них в банках).

Наиболее активно пользуются банковскими услугами представители возрастной группы 25–44 года, исключение составляют депозиты, по которым максимальные значения приходятся на группу старше 55 лет.

«Позволить себе сбережения могут у нас далеко не все россияне. Беднейшие слои уж точно нет, – сказала «НИ» директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. – Здесь уместно говорить о российском среднем классе, чья стратегия – рационализация потребительского поведения в соответствии с бюджетом. Вот средний класс и откладывает на черный день, исходя из того, что перспектив никаких и что дела в стране, в мире и в личном кругу будут только ухудшаться».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter