Posted 5 апреля 2015,, 21:00
Published 5 апреля 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:52
Updated 8 марта, 03:52
Проблема бегства капитала из России не теряет своей актуальности уже долгие годы. Последний раз чистый приток капитала в страну наблюдался в предкризисные 2006–2007 годы, когда он составил 41,4 млрд. долларов и 81,7 млрд. долларов соответственно. В прошлом же 2014 году, по данным ЦБ, общий отток капитала из страны составил рекордные 155 млрд. долларов, превысив более чем в два раза показатель 2013 года, когда из страны «убежал» 61 млрд. долларов.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что идея законопроекта об амнистии капитала появилась ровно год назад, когда отток только начинал наращивать темпы. А 4 декабря 2014 года президент Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию анонсировал ее официально. «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным», – заявил глава государства. Но, конечно, следовало понимать, что законопроекту предстоит пройти еще много ступеней разработки, согласования, обсуждения и шлифовки.
В настоящий момент внесенный вариант документа предполагает, что в период с 1 июня по 31 декабря 2015 года все желающие смогут легализовать свои зарубежные счета и имущество, подав в Федеральную налоговую службу декларацию в произвольном виде, при этом никак не раскрывая источников своих доходов. Декларированию подлежат недвижимое имущество, ценные бумаги, акции, доли в капитале, а также контролируемые иностранные компании. При этом данные декларации нельзя будет использовать ни для возбуждения уголовных или административных дел, ни для налоговых проверок и дополнительного начисления налогов. Иными словами, на эту информацию будет распространяться режим налоговой тайны. Однако такие условия будут распространяться только на операции, совершенные до 1 января 2014 года.
Таким образом, эта законодательная норма должна будет работать вместе с действующим с 1 января 2015 года законом о деофшоризации, который в свою очередь не запрещает российским гражданам вести бизнес и хранить денежные средства в юрисдикции других стран, но обязует сообщать в налоговые органы об участии в иностранных компаниях. Минимальный размер нераспределенной прибыли, подлежащей декларации, в 2015 году составит 50 млн. рублей, в 2016 году – 30 млн. рублей, а после 2017 года – 10 млн. рублей. Также в Налоговом кодексе РФ появляется понятие «контролируемые иностранные компании» (КИК), то есть не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но кодексом контролируемые.
Отметим, что одновременно с внесением законопроекта об амнистии капитала был перенесен и крайний срок подачи уведомлений о владении КИК на два с половиной месяца – с 1 апреля на 15 июня. Хотя изначально представители крупного бизнеса с помощью РСПП просили о переносе срока на 1 января 2016 года.
И, как отметил первый вице-премьер Игорь Шувалов, основная цель этого комбинированного действия будет заключаться даже не столько в возвращении уже ушедшего из страны капитала, сколько в формировании дополнительного доверия и благоприятного инвестиционного климата в российской экономике. Однако директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отметил в беседе с «НИ», что текущий момент в экономике (момент глубокого кризиса и падения всех основных показателей) является не подходящим временем для одновременного проведения деофшоризации и амнистии капитала. Поскольку первое, по сути, подразумевает увеличение налогового бремени, от которого бизнес как раз стремится уйти, а второе означает инвестирование в кризисную экономику, что, по словам эксперта, выглядит «откровенной авантюрой».
Благоприятное время для возвращения капитала в родные пенаты было в середине нулевых, когда экономика демонстрировала рост. Но, как напомнил «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков, проведенная в 2007 году налоговая амнистия провалилась, принеся в экономику менее 1 млрд. долларов. И хотя в текущей версии законопроекта исключены требования к полному раскрытию активов, а также к необходимости уплаты с выведенных средств налогов, по мнению эксперта, в этот раз не стоит ожидать результатов намного лучше.
Кроме того, Сергей Жаворонков напомнил, что действие закона о деофшоризации возможно только в случае содействия со стороны самих налоговых юрисдикций, которые должны будут согласиться раскрывать информацию о конечных бенефициарах зарегистрированных у них компаний. Но у США, скажем, на убеждение офшоров в необходимости обмена налоговой информацией ушло порядка десяти лет, а значимость и авторитет российской экономики в настоящий момент не сопоставимы с американской.
Эксперты отмечают, что вероятная низкая эффективность амнистийной меры обусловлена сохранением всех структурных проблем, которые и вызывают отток капитала. Профессор кафедры фондовых рынков и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов объяснил в беседе с «НИ», что правительство не делает ничего, чтобы исправить ситуацию. Так, по его словам, отсутствует независимость правосудия, не проводится системная борьба с коррупцией и нет достаточного административного барьера, защищающего бизнес от произвола правоохранительных органов. В этой связи эксперт напомнил о недавнем расширении полномочий Следственного комитета на возбуждение уголовных дел по налоговым вопросам. Раньше это было возможно только после профессионального подтверждения нарушения со стороны Федеральной налоговой службы.
Кроме того, в настоящий момент существуют разногласия в тексте закона об амнистии и требованиях Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force – FAFT), с которой Россия имеет ряд заключенных соглашений. Поэтому глава Минфина Антон Силуанов уже заявил, что ко второму чтению в текст законопроекта могут быть внесены поправки по итогам консультаций FAFT, дабы избежать занесения российской экономики в «черный список» организации. А вот все действия, которые по классификации FAFT считаются правонарушениями, под амнистию, конечно, не попадут, подчеркнул Игорь Шувалов. Это «все, что связано с торговлей людьми, понуждением к отдельным видам деятельности, с финансированием терроризма». Гарантии на амнистию не будут также предоставляться тем, кто уже осужден, находится под следствием или в отношении кого проводится выездная налоговая проверка.
Впрочем, некоторые опрошенные «НИ» эксперты полагают, что с учетом действующих антироссийских санкций у капиталов просто не будет выбора, кроме как возвращаться на родину. Не случайно в последнее время все чаще говорят о росте рисков потери капиталов, хранящихся в иностранных юрисдикциях, – их могут конфисковать или «заморозить», запретив перевод в РФ. По крайней мере, министр иностранных дел Великобритании Филипп Хэммонд уже заявлял о возможности использования банковской информации для усиления давления на Россию в случае дальнейшего ужесточения режима санкций.
В то же время другие эксперты указывают на риски высокой нестабильности и отсутствия доверия к власти. Александр Абрамов отметил, что без структурных изменений в экономике, которые сейчас активно обсуждаются, амнистия выглядит, скорее, как очередной этап административного давления на бизнес. А Игорь Николаев подозревает, что в условиях дефицитного бюджета и грандиозных планов по расходованию средств Резервного фонда и ФНБ на ближайшие пару лет правительство просто ищет деньги для экономики в каждом доступном месте.