Рус
Eng
О риск-ориентированном подходе и презумпции вины: Сергей Катырин представил позицию бизнеса

О риск-ориентированном подходе и презумпции вины: Сергей Катырин представил позицию бизнеса

6 февраля, 15:16Экономика
ТПП РФ принимает активное участие в подготовке нового федерального закона о государственном контроле и надзоре, в целом поддерживает документ, но отдельные положения законопроекта нуждаются в корректировке, считает Сергей Катырин.

Об этом он заявил на форуме «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность".

В частности, необходимо закрепить в законопроекте закрытый, а не открытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. «Положение об открытом перечне означает, что в любой момент могут быть добавлены новые основания для проверок, и бизнес уверен, что именно так и будет», - заявил Сергей Катырин.

Предполагается, что новый закон о госконтроле вступит в силу не ранее второго квартала 2019 года, поэтому действующее законодательство о контроле также активно меняется. Так, Правительство готовит к внесению в Госдуму проект ФЗ, согласно которому субъекты РФ могут устанавливать перечень видов контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.«Палата относится к этой инициативе настороженно, ее реализация может привести к дисбалансу в правоприменении. Одни регионы будут вводить риск-ориентированный подход, другие нет, и это повлечет существенные риски для бизнеса, в особенности для тех, кто работает сразу в нескольких регионах», - убежден Сергей Катырин.

При этом он добавил, что сегодня проверки активно смещаются с федерального на региональный уровень. С 2013г. доля проверок на уровне субъектов РФ выросла с 21 до 37 процентов.К сожалению, в стране сохраняется презумпция вины бизнеса и практика максимальных наказаний, посетовал глава федеральной палаты. По-прежнему бизнес жалуется на нарушения должностными лицами установленных законодательством ограничений при проведении проверок. Презумпция вины выражается и в необоснованности выводов контрольных органов, и в изначальной ориентации на обязательное наложение санкций. «Такие «карательные действия», - считает Сергей Катырин,- надо заменять превентивными мерами. Целью проверки должно быть не обязательное наказание добросовестного предпринимателя, а помощь в устранении нарушения и недопущения его в будущем, как это делается в развитых странах».

О необходимости разработки чек-листов, то есть списков контрольных вопросов в отношении приоритетных видов государственного контроля, Палата говорила неоднократно. С 1 июля 2018г. по всем видам контроля плановые проверки будут проходить с использованием такого подхода. «Надо вести мониторинг применения чек-листов, чтобы убедиться, не проводятся ли проверки сверх установленных требований, не являются ли эти требования избыточными и, возможно, коррупциогенными. После этого станет ясно, что следует оставить, а что – нет», считает глава федеральной Палаты.

Законопроект «Об основах разрешительной деятельности в РФ», по мнению Палаты, страдает неконкретностью. Так, документ, перечисляя конкретные формы разрешительной деятельности (лицензирование, аккредитация, аттестация, сертификация и т.д.), не отвечает на вопрос, что именно следует относить к иным формам такой деятельности. «Практика показывает, что за «и т.д.» могут скрываться для бизнеса весьма неожиданные моменты и, например, список может неожиданно стать раза в четыре больше первоначального, подчеркнул Сергей Катырин и добавил: «Законопроект, тем не менее, нужен, он Палатой поддержан, но при условии последующей его доработки ко второму чтению на площадке Государственной Думы»

Пресс-служба ТПП РФ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter