Posted 4 декабря 2008,, 21:00

Published 4 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:42

Updated 8 марта, 07:42

Без проблем

Без проблем

4 декабря 2008, 21:00
Как показал опрос «НИ», 70% наших читателей уже ощутили на себе последствия мирового финансового кризиса. Люди в основном отказываются от дорогих покупок, меньше тратят на отдых и развлечения. Однако каждый пятый уже начал экономить на еде, а каждый десятый – жить в долг.

На заданный на сайте «НИ» вопрос, как кризис отразился на вашей семье, 30% россиян, читающих нашу газету в Интернете, ответили, что никак. Остальным повезло меньше: 18% уже отказались от дорогих покупок, 20% стали меньше тратить на отдых и развлечения, 21% начали экономить на еде, а 12% стали брать деньги в долг у друзей и близких.

По данным социологических центров, похоже обстоят дела не только у «продвинутых» пользователей Сети, но и у других россиян. 49% в последние месяцы отказались от запланированных крупных приобретений, 27% ничего подобного делать и не планировали. И лишь 24% респондентов заявили, что кризис никак не повлиял на их планы. Естественно, сильнее всего финансовая буря ударила по малообеспеченным гражданам.

Наши сограждане отказываются практически от всего: 16% россиян были вынуждены перенести на более поздний срок ремонт, 13% не стали покупать авто. По 11% соотечественников не стали приобретать мебель, дорогую одежду, технику. Каждый десятый отменил запланированные поездки, еще 9% отказались от покупки компьютера.

«Пока снижение потребительской активности населения связано с психологическими причинами, – пояснил «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Однако для отдельных категорий граждан падение покупательной способности – уже реальность. Это офисные работники, «белые воротнички», многие из которых остались без работы. Раньше они казались символами процветания, и в сложившейся ситуации их проблемы способствуют распространению духа опасности среди всего общества». Вместе с тем, полагает специалист, позитивное последствие кризиса будет состоять в том, что он собьет необоснованный потребительский угар. «Людям внушали, что они должны жить все лучше и лучше, постоянно менять машины. Они увлеклись, начинали брать кредиты, при этом производительность труда росла слабо, многие жили не по средствам. Теперь же у людей начнется сближение доходов и расходов», – заявил г-н Шелищ.

По его словам, из-за фактически признанной ЦБ плавной девальвации рубля совсем скоро начнут заметно дорожать импортные товары. В первую очередь – дорогие вещи, а потом и продукты, поскольку значительную часть продовольствия в нашей стране завозится из-за рубежа. Это означает, что угроза снижения покупательной способности нависла не только над теми, кто привык шиковать в кредит, но и над всеми россиянами. Петр Шелищ считает, что в этом случае государство обязано защитить малообеспеченных граждан, поэтому может быть вновь востребована идея выдачи россиянам... продовольственных талонов.

"