Posted 4 декабря 2006,, 21:00

Published 4 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Чиновники среднего класса

Чиновники среднего класса

4 декабря 2006, 21:00
Вчера в ходе совместной конференции Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) и Арабской организации высших органов финансового контроля (АРАБОСАИ) в Тунисе председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин признал, что средний класс в России создать не удается. Этот печальный факт он связал с

Логику главы Счетной палаты пояснила «Новым Известиям» его пресс-секретарь Екатерина Паристая: «То, что было сказано на конференции в Тунисе, фактически повторяет выводы доклада 2004 года, подытоживающего приватизационные процессы 1990-х годов. Вывод актуален и сегодня: необходимо усиливать контроль. Контроль государства и независимых органов, одним из которых и является Счетная палата. Без достаточного контроля не будет эффективного собственника, а без эффективного собственника не будет среднего класса».

Получается, что государство, как всегда, должно закручивать гайки ради нашего же блага, ибо без него мы так и останемся никем и ничем. Между тем руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, профессионально занимающийся исследованием среднего класса, считает, что его становление в последние годы происходит достаточно быстро. Вот только не благодаря, а вопреки государственному вмешательству.

«Сегодня средний класс, по нашим оценкам, – это уже 25% населения, – сообщил эксперт «НИ». – Мы выделили три основных критерия: доход от 15 тыс. руб. на каждого члена семьи, имущественный ценз (2 цветных телевизора, компьютер, автомобиль) и психология активного члена общества. Психологическая часть, пожалуй, самое важное – человек должен чувствовать себя не иждивенцем, а хозяином своей судьбы. Такое самоощущение особенно свойственно молодежи – 28% молодых людей сегодня собираются заниматься бизнесом, это очень высокий показатель». Отметим, что российские критерии гораздо скромнее, чем западные, но, как говорится, чем богаты – тому и рады.

По мнению Михаила Тарусина, в чем эти люди точно не нуждаются, так это в излишнем государственном контроле. «Государство должно как минимум просто не мешать, а у нас оно доит бизнес, как в советские времена не выдаивали коров. В целях личного обогащения бюрократия сознательно строит различные ограничения частного сектора, – считает эксперт. – У России есть достаточный человеческий капитал, но нет пространства для его реализации, а приватизация как раз это пространство расширяет: среди 25% семей, подпадающих под понятие среднего класса, преобладающая часть трудится именно в частном секторе. Есть среди них, конечно, и госслужащие, но попадают они туда не за счет зарплаты, а за счет своей предприимчивости, зачастую не совсем законной».

Развитие среднего класса, действительно, напрямую связано с приватизацией, соглашается глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Вот только и он убежден, что страдает приватизация вовсе не от недостатка государственного контроля. «Приватизация страдает от недостатка приватизации», – сообщил депутат «НИ». – К 2009 году государство должно избавиться от всей собственности, которая может быть приватизирована, но уже ясно, что все эти планы будут провалены. Когда чиновники отчитываются в рублях, кажется, что все идет в нормальном темпе, а если измерять то же самое в количестве объектов, получается, что приватизация стоит. Чиновники делают все, чтобы сохранить за собой собственность. Мы давно пытаемся пробить проект, по которому малый бизнес сможет в рассрочку приватизировать объекты, но правительство и местные власти целенаправленно не дают нам его реализовать. А если не поддерживать средний и малый бизнес, о каком развитии среднего класса можно тогда говорить?»

ЧТО ТАКОЕ СРЕДНИЙ КЛАСС

В США социологически наиболее проработано понятие среднего класса. Главным критерием американцы считают уровень доходов. Правда, при этом предполагается, что представитель среднего класса не только имеет собственное жилье, автомобиль, делает дорогостоящие покупки, регулярно путешествует, но у него есть и банковские или инвестиционные накопления. В зависимости от уровня жизни выделяется три подгруппы. К «нижнему среднему классу» относят жителей с доходами от 2 тыс. долларов в месяц на человека. Как правило, это квалифицированные рабочие, госслужащие нижнего звена. «Средний средний класс» зарабатывает от 5 до 10 тыс. долларов в месяц на человека, и к нему принадлежат менеджеры среднего звена, высококвалифицированные рабочие, чиновники и мелкие бизнесмены. «Верхний средний класс» (или «профессионалы») имеет доход от 10 до 20 тыс. долларов в месяц. Как правило, это высококлассные специалисты – врачи, юристы, преподаватели вузов, менеджеры верхнего звена крупных корпораций. По данным социологических опросов, представителями среднего класса себя считают 63% американцев. И в тоже время большинство семей с ежегодным доходом от 40 до 95 тыс. долларов – то есть самая сердцевина среднего класса – недовольны своей жизнью: им приходится жить от зарплаты до зарплаты, от одного погашения кредита до другого, экономя на зубной пасте и походах в кино.

В Германии к среднему классу относятся мелкие и средние предприниматели, администраторы и управленцы, зарабатывающие свыше 1,5 – 2 тыс. евро в месяц на каждого члена семьи. «Середняками» там являются учителя, так как их зарплата составляет не менее 3,5 тыс. евро в месяц, военнослужащие и большинство других высококвалифицированных специалистов. Например, врачи могут зарабатывать до 10 тыс. евро в месяц. Кроме уровня доходов, критериями отнесения к «среднему классу» являются наличие собственности, возможность отдыхать несколько раз в год, чаще всего за границей. Подавляющее большинство немецких «середняков» имеют высшее образование.

В Италии едва ли не главным условием принадлежности к «среднему классу» является уровень образования человека. Итальянский сантехник может зарабатывать больше, чем врач, но в глазах общества они неизбежно будут принадлежать к разным социальным группам. Поэтому, по данным соцопросов, лишь 11% итальянцев относят себя к «среднему классу».

Образ жизни «среднего класса» могут позволить себе жители столицы Украины Киева, если их доход превышает 700–1000 долларов в месяц на человека. В украинской провинции для этого достаточно и 500 «зеленых». Но даже среди них могут позволить делать сбережения лишь 40% граждан.

"