Posted 4 ноября 2014,, 21:00

Published 4 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Тяжкое бремя

Тяжкое бремя

4 ноября 2014, 21:00
Разговоры об усилении фискального бремени в России в последнее время участились. Причем, что характерно, с инициативами о введении новых или повышении ставок уже существующих налогов выступают действующие министры федерального правительства. А по некоторым налогам – транспортному, на недвижимость?– власти уже перешли о

Налоговые нововведения, с которыми россиянам предстоит столкнуться уже с 1 января 2015 года, – это новый формат транспортного налога и измененный налог на недвижимое имущество физических лиц. В первом случае меняется не только тарифная сетка транспортного налога, но и сам принцип его расчета – в нем теперь будут учитываться год выпуска авто, объем и экологический класс двигателя, что, по сути, превращает его в экологический взнос. Эксперты неоднократно отмечали, что с учетом российского автопарка, больше половины которого старше 10 лет, этот налог рискует превратиться в «налог на бедность» и заставит часть автомобилистов отказаться от использования своего транспортного средства. Характерно, что даже в Европе, где аналогичная налоговая инициатива реализовывалась под давлением «зеленых», было принято решение продлить срок ее постепенного ввода до 2020 года. А специалисты отмечают, что российские власти в сфере налогообложения нередко грешат поспешным внедрением мирового опыта без учета российских реалий. «Но за любые государственные нововведения расплачивается в конечном итоге потребитель и налогоплательщик», – отметила в разговоре с «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

Налог на недвижимость для физических лиц, в свою очередь, обсуждается на протяжении всего 2014 года – слишком уж болезненными могут оказаться последствия его введения для населения. Со следующего года этот налог будет рассчитываться исходя не из оценочной, а из кадастровой стоимости недвижимого имущества, которая, по заверениям разработчиков налога, будет приближена к рыночным показателям. Как считают сами разработчики закона, изменения не должны привести к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. Но эксперты менее оптимистично оценивают ситуацию и считают, что за исключением льготников для граждан ежегодный платеж за имущество может вырасти в среднем в три раза.

Как отметила профессор и заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления РАНХиГС Людмила Дуканич, «такая система во всем мире считается более справедливой. Но справедливость расчета напрямую зависит от качества формирования соответствующей кадастровой базы». Существенным плюсом нововведения можно считать разве что сохранение всех систем льгот. В первую очередь для пенсионеров – при наличии по одному объекту недвижимого имущества в каждой категории (то есть, например, одной квартиры в жилом доме или одного личного жилого дома) эта социальная группа освобождается от уплаты налогов.

Помимо названных выше мер, которые будут стопроцентно реализованы в 2015 году, в последнее время прозвучало немало новых инициатив, цель которых – усиление налогового пресса. Самой обсуждаемой была идея реанимации налога с продаж. Напомним, что этот налог действовал в России до 2004 года и был отменен ввиду того, что совместно с налогом на прибыль, по сути, создавал механизм двойного налогообложения одной и той же базы. Заинтересованность в новом-старом налоге и в правительстве, и на местах выказывали многие. А окончательное решение об отказе от этой инициативы было принято только в конце сентября на совещании у президента РФ после заявлений Центробанка, что принятие этого налога может серьезно разогнать инфляцию. Однако вместе с отказом от налога с продаж премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил о возможном предоставлении регионам права вводить ряд специальных сборов – за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические и курортные сборы.

Совсем недавно прозвучало предложение министра энергетики РФ Александра Новака о необходимости скорейшего введения налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли. Предполагается, что ставка НДД будет увеличиваться при росте добычи сырья и уменьшаться в случае его сокращения. И, по мнению экспертов, восстановленный НДД, по сути, будет давить на эффективные компании и новые месторождения и стимулировать бухгалтерские упражнения, направленные на уход от нового налога.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Мало того, буквально на прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий налоговый сбор за использование в рекламе латинского шрифта и названия продуктов на иностранных языках. Эта инициатива едва ли найдет поддержку, но она очень наглядно демонстрирует постоянный поток инициатив и предложений, ставящих своей целью новые поборы с населения.

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков рассказал «НИ», что «общая проблема заключается в том, что правительство сталкивается с реальным сокращением доходов, в частности, из-за снижения собираемости налога на прибыль. И в рублевом эквиваленте бюджет удалось выполнить только за счет колоссальной девальвации рубля».

С этой точкой зрения не согласен директор Института налогового менеджмента и экономической недвижимости Высшей школы экономики Вадим Засько. «На фоне сдержанных экономических показателей Федеральная налоговая служба (ФНС) обеспечивает стабильно высокую динамику налоговых поступлений, – отметил эксперт в разговоре с «НИ». – За 9 месяцев 2014 года налоговые поступления в консолидированный бюджет выросли на 13,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И очень серьезный вклад в это внесло грамотное администрирование ФНС: проверки, доплаты компаний, расширение налоговой базы».

Старший научный сотрудник Центра экономических исследований Института стратегических исследований Николай Трошин рассказал «НИ», что увеличение налоговой нагрузки на население и бизнес в России происходит скрытым образом, «когда увеличиваются не ставки как таковые, а стоимость налогооблагаемой базы» – как, например, в случае с налогом на недвижимость физических лиц.

А Людмила Дуканич отметила, что по показателю налоговой нагрузки, которая измеряется как отношение суммарного объема всех уплаченных налогов за год к объему произведенного ВВП, Россия – далеко не лидер. В нашей стране этот показатель равен 36–38%, а, к примеру, в Швеции – около 50%. «Ощущение тяжести налогового бремени возникает из-за того, что у нас страдает система распределения. Использование налоговых выплат и формирование расходных статей бюджетов проводится крайне неэффективно и нерационально, и население и бизнес часто не хотят платить налоги не в силу своей недобросовестности, а потому, что просто не видят, куда тратятся их средства», – сказала г-жа Дуканич «НИ».

Антон Данилов-Данильян, председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ: «Шаг вперед, два назад»

– Российская налоговая системы движется по принципу: шаг вперед, два назад. По каким-то направлениям у нас снижается налоговое бремя, например в области новых технологий. Также в России возникают особые экономические зоны, где приняты региональные льготы по налогам на прибыль, на недвижимость, имущество. Но одновременно наблюдается движение в противоположном направлении. И это не просто бередящие душу бизнесменам и инвесторам разговоры о восстановлении налога с продаж или увеличении НДС, но и конкретные действия. Например, внесенный правительством в Госдуму закон, в соответствии с которым ставка налога на доходы физических лиц по дивидендам увеличивается с 9 до 13%. И такие метания не то чтобы совсем ухудшают, но все же негативно влияют на предпринимательский климат в стране.
А все потому, что каждый блок правительства тянет «одеяло» в свою сторону. Так, социальный блок выиграл ряд фискальных битв – за ликвидацию накопительной пенсионной системы, за изменение совокупных отчислений в социальные фонды. В свою очередь, экономический блок, наоборот, борется за интересы предпринимателей, которые обеспечивают рост ВВП. А потом Минфин заявляет, что не хватает денег, потому что слишком большие расходы, и начинает выигрывать по своим темам, таким как НДФЛ.
На самом деле это демонстрирует отсутствие единого стержня, какой-то жесткой налоговой стратегии, которая была бы принята всеми элементами правительства. Но так как правительственная команда сформирована из разных блоков и каждый из них отстаивает какие-то свои решения, реализует свои задачи и лоббирует собственный курс, не имея единого стратегического плана, то в результате получается рост налогового бремени.
И эту проблему можно решить только одним способом: президент РФ должен сам расставить акценты в налоговой сфере, как это было сделано в начале 2000-х. Тогда было сформировано так называемое налоговое послание президента, где было четко сказано, что каждый год власти будут уменьшать совокупное налоговое бремя на 1% ВВП. Кроме того, гарантировалось, что ни один налог не будет увеличен без каких-либо экстраординарных обстоятельств. А еще была введена шкала подоходного налога в 13%. Как только это сделали, бизнес сразу стал «обеляться» и резко повысились темпы экономического роста.
Но после 2004 года, когда пришли гигантские доходы от высокой цены на нефть, на интересы бизнеса перестали обращать должное внимание. Постепенно вернулась ситуация, когда не налоговое бремя снижается ради общего роста налоговой базы, а просто повышаются налоги ради того, чтобы сбор получился большим. Но при этом никем не ставится вопрос: а зачем брать больше по тому или иному налогу? Может быть, лучше оставить средства у бизнеса, тогда и развитие пойдет более уверенными темпами.
Записала Арина РАКСИНА


Испанские мытари вводят налоги даже на шум

Новых налогов в ближайшее время испанское правительство вводить не планирует, так как все изменения (в основном, в сторону увеличения) уже сделаны в 2012–2013 годах. Подсчитано, что всего за время правления правительства Народной партии во главе с премьер-министром Мариано Рахоем с осени 2011 года в стране зафиксировано более 30 налоговых новаций и повышений различных действующих сборов. Правительство вынужденно пошло на непопулярные меры, стараясь хоть как-то покрыть дефицит бюджета. Изменения коснулись и налога на прибыль, выросшего с 15 до 21%, и НДС, увеличившегося с 18 также до 21%. А также специфических налогов, например, на домовладения, на банковские и биржевые операции, на инвестиции. На доходы и сбережения граждан, хранящиеся на депозитах в банках, рост налогов оказался и вовсе гигантским. Если раньше с суммы, скажем, в 6?тыс. евро вкладчик должен был заплатить 2%, то теперь – 21%. Вырос налог на сигареты и алкоголь, на азартные игры, выросли обязательные отчисления с выигрышей в гослотереях. Среднестатистический работник в Испании получает 22 790 евро в год и, по данным Национального института статистики, как налогоплательщик отчисляет в муниципальную, региональную и государственную казну около 4 тыс. евро в год, то есть 17,5% от своих доходов. И это только на обязательные налоги и НДС! Особенно изобретательны в плане налогов местные власти. Так, в Мадриде, где днем и ночью очень шумно, особенно в центре, где много туристов, баров, ресторанов и ночных дискотек, мэрия решила бороться с шумом с помощью фискальных мер. Например, уличных музыкантов, обязали покупать специальную лицензию за 400–500 евро в год.
Наталья ТИМАШОВА, Мадрид


В Израиле платят дань с любого дохода

Особенность налоговой системы Израиля заключается в том, что граждане страны, а также лица, постоянно здесь проживающие, платят налог на любой доход, независимо от того, в какой стране источник этого дохода находится. Постоянно проживающие в Израиле платят подоходный налог. С них также взимается налог на прирост капитала по прогрессивной шкале. Так, ставка подоходного налога для лиц младше 60 лет с годовым доходом менее 147 тыс. шекелей (около 54 тыс. долларов) составляет 30%. Для налогоплательщиков старше 60, имеющих более скромный доход (до 55 тыс. шекелей) ставка налогообложения установлена в 10%. Наиболее состоятельные люди этой возрастной категории, у которых годовой доход выше 435 тыс. шекелей, отдают государству 46% полученного дохода. Супружеские пары имеют право выбирать между совместным или индивидуальным способом уплаты налогов. Большая часть собственности в Израиле не облагается налогом на прирост ее капитальной стоимости. При покупке недвижимости может взиматься налог на приобретение (так называемый «трансферный сбор»), исчисляемый по прогрессивной шкале и зависящий от стоимости имущества на момент трансфера. При этом размер налога может варьироваться в зависимости от категории налогоплательщика и наличия у него ранее приобретенной недвижимости. Заметим, что в большинстве случаев налог на недвижимость в Израиле не взимается. Получающие минимальную заработную плату менее 3670 шекелей освобождены от уплаты любых налогов.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим

"