Posted 5 октября 2022,, 17:50

Published 5 октября 2022,, 17:50

Modified 7 марта, 11:59

Updated 7 марта, 11:59

Абель Аганбегян: «Когда долларами страна набита, впасть в инфляцию довольно трудно»

Абель Аганбегян: «Когда долларами страна набита, впасть в инфляцию довольно трудно»

5 октября 2022, 17:50
Фото: Соцсети
8 октября патриарху советской и российской экономической науки академику Абелу Гезевичу Аганбегяну исполняется 90 лет

Сергей Баймухаметов

Жизнь его - история страны, экономической науки и… загадка, в некотором роде. Например, почему его не уволили, не лишили права на профессию. Знаете, что он говорил на лекциях в середине 1960-х годов, уже в ранге члена-корреспондента Академии наук, в 32 года?

- За последние 6 лет темпы развития нашей экономики снизились примерно в 3 раза. Темпы по сельскому хозяйству - примерно в 10 раз (с 8% в год до 0,8%), за это время рост товарооборота снизился, примерно, в 4 раза.

- Мы имеем самую плохую и отсталую среди развитых стран структуру производства. Например, получаем кокса больше, чем США, но при выплавке 1 тонны стали расходуем его в 3 раза больше.

- Половина леса, заготавливаемого в СССР, теряется; из оставшейся половины мы делаем в 3 раза меньше, чем в США, в 5 раз меньше, чем в ФРГ, в 8 раз меньше, чем в Швеции.

- Мы торгуем, в основном, сырьем, так как многие страны (в том числе и социалистические) не хотят покупать у нас готовую продукцию из-за ее невысокого качества.

- У нас совершенно отсутствует информация, никто по-настоящему не знает, что делается в хозяйстве. Цифры, публикуемые ЦСУ - дутые.

- В последние годы произошло понижение уровня жизни. Это не просто состояние нашей экономики на сегодня - это, кроме того, и тенденция, а это уже намного хуже!

- Главные причины - внутренние: неверное направление хозяйственного развития страны и несоответствие системы планирования, стимулирования и управления советской экономикой современным требованиям жизни.

- У нас фактически отсутствует регулирующая роль цены в стоимостных отношениях. Главное - централизованное распределение.

- Наша система экономических рычагов ничего общего с планом не имеет, она против интересов хозяйства.

Можно только предполагать, почему ему (да и не только ему) позволялось. Во-первых, на мой взгляд, у советских правителей, не очень грамотных, был пиетет перед наукой, перед учеными. Во-вторых, лекции читались не на широкой публике, а в различных НИИ, в научно-политических издательствах, то есть чуть ли не в кругах посвященных. И, наконец, в-третьих, в верхах власти знали и говорили примерно то же самое. В конце года проводились закрытые Пленумы ЦК КПССС, на которых со всей откровенностью анализировалось действительное положение дел. Когда доводилось читать те материалы, было ощущение, что слушаешь «вражеские радиоголоса».

В июле нынешнего года вышел Указ президента РФ о награждении ученого орденом Александра Невского. В Указе полностью приводится его должность - заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

То есть патриарх - патриархом, но не почетный небожитель, почивающий на лаврах: «Я профессионально занимаюсь макроэкономикой России. Каждый день, день за днем».

Год назад, на «Абалкинских чтениях», Аганбегян заявил, что корень наших бед - в государственно-олигархической системе:

«Это экономика, в которой нет мотора, отсутствует механизм социально-экономического роста. За 30 лет ВВП в Европе вырос в 1,5 раза, в США - в 2, в постсоциалистических странах - в 2,5, в Китае - в 7, в развивающихся странах - в 3–5 раз, а в России - только на 15%... Если вы имеете дело с серьезной болезнью, в первую очередь надо поставить диагноз. Я ни разу не видел заседания о том, почему мы попали в стагнацию. Тем более, мы никогда не обсуждали, почему не двигаемся вперед... Наши предприятия с 2010-го по 2013-й заняли 270 миллиардов долларов. В этих условиях впасть в инфляцию - надо просто уметь! Даже если нарочно поставить такую цель, это будет крайне трудно сделать, когда долларами страна набита».

Недавно, в интервью «Новым Известиям», академик Аганбегян констатировал, что кризис экономики - это далеко и не только следствие западных санкций. Санкции лишь усугубили положение. С 2011 года принимались постановления об увеличении финансовых вложений в реальный сектор экономики. За 2013-2020 годы они должны были вырасти на 40%.

«Но все было сделано наоборот. Государственные инвестиции за этот период не выросли, а снизились на 31%. А у крупнейших корпораций, подчиненных государству, во главе с Газпромом, РЖД и другими, даже сократились на 35%... В 2021 году в России был рекордно высокий уровень доходов предприятий и организаций. Но инвестиций - в основной капитал, в фонд оплаты труда - минимум. Основные деньги розданы акционерам в виде дивидендов и осели на счетах в отечественных и зарубежных банках. И еще пошли на приобретение зарубежных ценных бумаг».

Комментарии излишни.

При этом Аганбегян с советских времен не просто давал и дает жесткий анализ, но и постоянно доказывал и доказывает, что можно и надо делать.

«Я стараюсь отыскивать что-нибудь хорошее - лучшее предприятие, высокую инновацию, передовой регион, посмотреть на это своими глазами. Убедился: к России нельзя применять слово «безнадежно». Мы не отстали безнадежно, и даже в отсталых отраслях у нас есть достижения мирового уровня… Например, компания «Т-Платформа» производит суперкомпьютеры - высшее достижение в этой области. При том такие, что их приобретают организации Европы и США, так как они выигрывают конкурсы. Такие суперкомпьютеры, «Ломоносов» и «Ломоносов-2», произведенные этой компанией, известны университетам мира и работают в МГУ.

У нас баснословные заделы, которые не реализуются. Я могу их перечислять сколько угодно. Заделы, которые могут поменять облик целых отраслей, которым цены нет; это наши собственные, а не чужие разработки. Так что наша страна – страна огромных возможностей».

Да, возможности и ресурсы, каких нигде нет. У нас практически все виды полезных ископаемых, у нас самая большая и самая плодородная в мире земля, наконец, наши ученые, инженеры по отдельности ничем не хуже европейских, американских, японских. А всё вместе… Потому академик Аганбегян и ставит постоянно вопрос: почему мы не используем эти огромные возможности?

"