Posted 4 октября 2015,, 21:00

Published 4 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:22

Updated 8 марта, 03:22

За счет стариков

За счет стариков

4 октября 2015, 21:00
Осень – традиционное время разработки и принятия федерального бюджета. Но в условиях развернувшегося кризиса этот и без того не простой процесс усложняется еще больше поисками источников оптимизации государственных расходов. В нынешнем году ресурс такой оптимизации чиновники ищут в пенсионной системе. Именно эта тема с
Сюжет
Пенсии

Правительств озабочено тем, чтобы не позволить разрастись бюджетному дефициту, размер которого уже перевал за 1 трлн. рублей. Однако источников для этого не наблюдается, министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что проблемы с балансировкой бюджета будут только нарастать. Поскольку значительную часть расходов бюджета традиционно составляют пенсионные траты, правительство именно в пенсионной сфере пытается сложить пазл, который принес бы в казну дополнительные средства.

Эксперты же отмечают, что власти идут по самому легкому пути, пытаясь в очередной раз решить бюджетные проблемы за счет населения и в первую очередь за счет самой его социально незащищенной части – пенсионеров. Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева в беседе с «НИ» отметила, что считает такой подход ошибочным. «Более того, очень неправильно считать, что разрабатываемые пенсионные меры действительно помогут сэкономить», – сказала она.

Тем не менее одной из основных активно обсуждаемых мер последних недель стала очередная заморозка пенсий. Напомним, что до настоящего момента власти прибегали к этому механизму уже дважды – в 2014 и 2015 годах. В 2014 году было изъято 243 млрд. рублей, а в текущем – ожидается изъятие в размере 310 млрд. рублей. И с большей вероятностью заморозка будет реализована и в 2016 году. Хотя пока окончательный вердикт по мораторию на формирование накопительной части пенсии в 2016 году еще не вынесен – это подтвердили и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, и социальный вице-премьер Ольга Голодец. Итоговое решение должно быть принято на этой неделе и закреплено в проекте бюджета, который вносится в правительство 8 октября.

По предварительным подсчетам Минфина, РФ на очередной заморозке удастся сэкономить 344 млрд. рублей в 2016 году, 412 млрд. рублей – в 2017 году и 471 млрд. рублей в 2018 году. И по словам Ольги Голодец, эти средства можно было бы направить на индексацию пенсий нынешним их получателям. Сейчас все социальные сборы идут на выплаты текущих пенсий, в то время как на накопления для выплат будущих пенсий не идет ничего.

И это неудивительно: в настоящий момент дефицит ПФР составляет 623 млрд. рублей, который к 2017 году рискует вырасти до 1,3 трлн. рублей. Причем покрытие этого дефицита ложится на плечи бюджета, в частности на Фонд национального благосостояния (ФНБ), что в свою очередь увеличивает скорость расходования резервов.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает предложение по продлению заморозки губительным, так как, «по сути, речь идет об изъятии без согласия застрахованных лиц их обязательных пенсионных накоплений». Как отмечается в документе РСПП, «с точки зрения интересов застрахованных лиц – это прямые потери, поскольку изъятые из инвестиционного процесса пенсионные накопления не дадут дохода».

Кроме того, изъятие пенсионных накоплений и направление их на выплаты нынешним пенсионерам – это прямое ущемление прав будущих пенсионеров. Что, во-первых, приведет к снижению доверия россиян в отношении государственной пенсионной политики, которая очевидно становится все более непредсказуемой. А, во-вторых, способствует увеличению будущих обязательств государства по пенсиям. Напомним, что при введении заморозки первый раз – на 2014 год, в заявлениях властей звучал лейтмотив о будущем возврате изъятых средств, когда экономическая ситуация в стране войдет в нормальное русло. Сейчас ни один из чиновников при обсуждении меры не упоминает возмещение средств будущим пенсионерам. Хотя Антон Дроздов считает, что «граждан интересует, какая у них будет пенсия, и чтобы эти деньги были сохранены. А куда их вкладывать, это уже другой вопрос».

Между тем по размеру индексации нынешних пенсий в 2016 году определенности также пока нет. По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, правительство рассматривает вариант проиндексировать 1 февраля 2016 года пенсии на 4% и провести дополнительную индексацию во втором полугодии, исходя из финансовых возможностей бюджета. Очевидно, что такое решение может стать своеобразным компромиссом между обязанностью индексировать пенсии по размеру инфляции (в прошлом году – 11,4%) и более выгодным для бюджета решением не делать этого вовсе, которое, очевидно, будет иметь слишком взрывной социальный эффект.

Татьяна Малева напомнила, что реально пенсии определяют минимальный уровень доходов не только пожилых людей. Но и домохозяйств, то есть семей в целом. Поскольку в кризис традиционно домохозяйства имеют тенденцию к укрупнению, когда совместно проживает несколько поколений, то снижение размеров пенсии на самом деле почувствует не четверть населения, как можно было бы предположить, исходя из числа пенсионеров в стране, а больше половины россиян. Что в свою очередь способно вызвать лавинообразный рост невыплат по ЖКХ, налогам и прочим обязательным платежам.

Для того чтобы обеспечить индексацию пенсий на размер инфляции, как того требует закон, ПФР потребуется дополнительно 650 млрд. ­рублей в 2016 году. Таких денег фонду взять неоткуда, кроме федерального бюджета, который тоже будет дефицитным. В этой связи экс-министр финансов и глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин высказал мнение, что повышение пенсионного возраста всего на 1 год предоставило бы нужную сумму, так как увеличило бы налогооблагаемую базу.

Впрочем, как раз о повышении пенсионного возраста, похоже, россияне могут не беспокоится в ближайшее время. Ранее Антон Силуанов подчеркнул, что вопрос решать нужно срочно, так как «это позволит не только лучше сбалансировать пенсионную систему без повышения страховых взносов, но и сгладить последствия на численность экономически активного населения от слабой демографии». Но буквально на минувшей неделе в ходе заседания комитета Совета Федерации по социальной политике его коллега министр труда Максим Топилин отметил, что это вопрос не сегодняшнего дня.

Между тем хотя абсолютное большинство россиян, судя по социологическим опросам, ожидаемо не поддерживают идею о постепенном повышении пенсионного возраста, эксперты считают ее наиболее разумной. Глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич сказал «НИ», что провести повышение пенсионного возраста следовало еще шесть лет назад, тогда действие этой реформы позволило бы легче пройти текущий кризис и способствовать реализации майских указов президента РФ. Но тогда власти не захотели обострять протестную активность, а сейчас непопулярному, но необходимому решению помешают грядущие парламентские и президентские выборы.

Своего решения также ждет и проблема изменения системы пенсионных выплат работающим гражданам. По словам Максима Топилина, в 2016 году выплаты всем группам работающих пенсионеров сохранятся в полном размере. Но вот уже с 1 июля 2017-го может вступить в действие закон об отмене выплат работающим пенсионерам, чей заработок составляет более 1 млн. рублей в год, то есть порядка 83 тыс. рублей в месяц. Минтруда посчитал, что это ограничение коснется 220 тыс. человек. «Нужен переходный период, пока этот бюджет в разработке. Он не является приоритетом данного бюджетного цикла», – объяснил министр.

Что же является главными приоритетами – на этот вопрос ни министр труда, ни министр финансов, ни другие ответственные лица предпочитают не отвечать. Раньше они не уставали твердить с высоких трибун о социальной направленности бюджета и особой заботе о пожилых. Сейчас, судя по тому, как правительство подходит к решению пенсионных проблем, поводов для подобных заявлений остается все меньше.

Пожилой израильтянин может рассчитывать на квартиру в престижном районе

Для понимания израильской системы соцобеспечения следует иметь в виду, что до недавнего времени пенсии получали далеко не все граждане, достигшие соответствующего возраста. До 2008 года пенсионное страхование распространялось в основном на работников производственной сферы. Прежняя схема была следующей: ежемесячно в пенсионный фонд, выбираемый работником, переводилось 10% заработка, из которых 3% отчислял сам работник. Если не отчислял – ему на пенсию ничего не попадало. С 2008 года работодатель в любом случае обязан платить свои 7%. Если работник переводит отчисления по любой пенсионной программе на протяжении более чем 35 лет, то его пенсия может составить до 75% от его реальной заработной платы. Льготы от государства получает как наемный работник, так и работодатель. Для крупных высокодоходных предприятий гораздо выгоднее отчислять пенсионные накопления, чем платить повышенный подоходный налог. Если работник со вполне средним заработком откроет пенсионную программу в возрасте 30 лет, то к моменту выхода на пенсию в его фонде накопится сумма, равная стоимости комфортной квартиры в самом престижном районе Израиля. С прошлого года взносы по обязательному страхованию выплачивают и домохозяйки. Люди, не отчислявшие деньги в пенсионные фонды (это, прежде всего, репатрианты, приехавшие в Израиль в пожилом возрасте), также без средств к существованию не остаются. В обязательном порядке им начисляется «пособие по старости». Его размер зависит от возраста, семейного положения и в среднем приближается вместе с социальной надбавкой к трем тысячам шекелей (порядка 750 долларов) в месяц. Захар Гельман, Иерусалим


В Японии пенсия вулканолога больше, чем у чиновника

Пенсии в Японии делятся на три типа: государственные, накопительные (формирующиеся за счет отчислений в частные пенсионные фонды) и пенсии от работодателя. Японец, выходя на покой, может получать все три вида этих пенсий одновременно или одну из них – это уж как жизнь сложится. Несколько пенсий могут быть и не нужны, если вы, скажем, госслужащий и у вас, так сказать, «подходящая» профессия. Самые большие госпенсии – у спасателей, что понятно: Япония – мировой рекордсмен по числу стихийных бедствий, обрушивающихся на страну по много раз в год. Второе место по размеру пенсии – у медицинско-социальных работников, ухаживающих за стариками и тяжело больными. На третьем месте – как ни странно, вулканологи, работающие «в поле», то есть отслеживающие вероятность извержений. А вот чиновники, хоть и будут жить в старости безбедно, на очень хорошую пенсию рассчитывать не могут. Как рассуждают японцы, тот, кто всю жизнь перебирал бумажки, не может в конце жизни получать столько, сколько человек, спасавший чужие жизни.
Работник частного предприятия в дополнении к госпенсии еще получает и пенсию, формирующуюся из отчислений с его зарплаты. Вовсе не факт, что она будет значительной. Например, большой начальник, имеющий акции компании, обычно получает маленькую пенсию – бывает, меньшую, чем у его секретаря.
Размер пенсии во многом зависит от последней зарплаты, которую человек получал. В Японии, в соответствии с давней традицией, оклад зависит не столько от квалификации работника, сколько от выслуги лет. Неудивительно, что японские пенсионеры – одни из самых состоятельных людей страны. У них всегда есть деньги для развлечений и путешествий: того, чего они во многом были лишены в годы трудовой юности.
Юрий Синалеев, Токио

"