Posted 4 октября 2009,, 20:00

Published 4 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

А «ВАЗ» и ныне там

А «ВАЗ» и ныне там

4 октября 2009, 20:00
Руководство «АвтоВАЗа» обратилось к властям с просьбой о финансовой помощи для модернизации производства и социальной поддержки увольняемых работников, сообщил в пятницу на заседании президиума правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов. А ведь всего четыре месяца назад автогигант получил от государства 25 млрд. р

Главный аргумент «АвтоВАЗа» – 5 тыс. человек, которые будут уволены до конца этого года. В основном это пенсионеры и люди предпенсионного возраста, которым предложат досрочно оформить пенсию. Предприятие объявило, что готово частично поддержать своих бывших работников, предоставляя им возможность продолжить трудовую деятельность на ограниченный срок – 1-2 года. Также увольняемым работникам, которые пожелают открыть свое дело, будет оказана помощь в виде грантов и микрофинансирования. Правда, все эти блага и льготы руководство автогиганта предполагает оплатить за государственный счет и просит для этого помощи у правительства.

Игорь Шувалов предложил поддержать инициативу предприятия и выделить деньги на поддержку сокращенных работников. Он попросил две недели на то, чтобы посчитать, во сколько это обойдется бюджету страны. После этого правительство будет решать – давать деньги или нет.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров уверен, что средства на поддержку уволенных работников, скорее всего, дадут. «Государство должно реализовывать программы, связанные с изменением рабочих мест и перепрофилированием работников. Это механизмы социальной поддержки, которые могут быть не только в виде пособий по безработице, но и более сложных конструкций, которые и предполагаются на «АвтоВАЗе», – сообщил он «НИ». – Это помощь не предприятию, а работникам, которые от него уходят».

Другая статья расходов, которую автогигант также хотел бы переложить на федеральный бюджет, – модернизация производства. Здесь уже властям не хочется в одиночку тянуть финансовую лямку, и они предлагают другим акционерам «АвтоВАЗа» взять часть расходов на себя. «Что касается технологического обновления, нужно вести соответствующие переговоры с иностранными участниками этого АО – Renault и Nissan», – заявил премьер Владимир Путин. По его словам, в противном случае доля иностранных инвесторов в общем капитале автогиганта может сократиться. «Мы пошли на то, чтобы выделить первый транш в 25 млрд. руб., и сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакеты. Или они будут участвовать далее в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей», – подчеркнул глава правительства.

Напомним, что государство совсем недавно уже оказало помощь «АвтоВАЗу». В июне автогигант получил от государства 25 млрд. руб. Причем если другим предприятиям, поддерживаемым властями, давали помощь в виде госгарантий по кредитам или субсидирования процентных ставок, то Волжскому заводу предоставили что называется «живые» деньги в виде беспроцентной ссуды от одного из акционеров – госкорпорации «Ростехнологии», которая в свою очередь получила эти средства из бюджета. Однако эти деньги уже закончились. Еще в августе «ВАЗ» представил отчет, из которого следовало, что от 25 млрд. руб. у завода осталось лишь 680 млн. Из потраченных средств 80% ушло на погашение долгов перед банками и поставщиками, остальное – на уплату налогов и зарплаты.

Руководство «АвтоВАЗа» заявило, что благодаря этому финансовая ситуация предприятия улучшилась. Может, оно и так, но в том, что касается основной деятельности предприятия – производства и продажи автомобилей – положительных сдвигов не произошло. Первую половину этого года автогигант завершил с убытками в 14,1 млрд. руб. Причем во втором квартале потери были вдвое больше, чем в первом. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии продажи Lada снизились на 44% – до 179 тыс. 870 штук. За то же время 2008 года было продано 384 тыс. автомобилей. Из-за падения спроса весь август основной конвейер стоял. Сейчас предприятие работает, но не на полную мощность. Дальнейшие перспективы также не радужны. По прогнозу компании PriceWaterhouseCoopers, объем авторынка РФ в 2009 году сократится на 50–60%.

Стоит ли в таких условиях продолжать поддержку автогиганта? Евгений Федоров отмечает, что у России есть два примера финансирования предприятия напрямую, и оба неудачные. «Один из них – «АвтоВАЗ», которому деньги впрок не пошли, и руководство предприятия приняло решение прямо противоположное рыночным», – заметил он. По словам депутата, «АвтоВАЗ» не воспользовался благоприятной ситуацией, когда государство решило поддержать рынок сбыта автомобилей за счет субсидирования процентных ставок по автокредитам и доставки автомобилей на Дальний Восток. Эта мера подняла сбыт на 6%. «В этих условиях руководство «АвтоВАЗа» приняло решение поднять цены и автоматически потеряло весь рынок. Весь подъем сбыта ушел на другие российские заводы, – пояснил он. – Это была прямая ошибка руководства, связанная с государственной помощью. Как только государство начинает давать деньги, бизнес очень радуется и прекращает заниматься предпринимательской деятельностью, становится социальным нахлебником. Эту тенденцию нам ни в коем случае нельзя развивать».

"