Posted 4 сентября 2011,, 20:00

Published 4 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:55

Updated 8 марта, 05:55

Воскресить нельзя хоронить

Воскресить нельзя хоронить

4 сентября 2011, 20:00
Конец лета – начало осени проходят под знаком самых мрачных предсказаний, касающихся судьбы евро. Их авторы – как рядовые, так и весьма известные, авторитетные экономисты и финансисты. Это будоражит и население, и политиков. Дело дошло до того, что министерству финансов Греции пришлось на днях публично опровергать появ

Число тех, кто советует готовиться к похоронам европейской валюты, растет, как снежный ком. Сначала бывший председатель Еврокомиссии, инициатор создания единого европейского рынка Жак Делор заявил, что евро стоит на краю пропасти. Вслед за ним известные словацкие экономисты Леос Росек и Йозеф Коллар выступили с прогнозом, что Евросоюз вместе с евро развалится по сценарию, весьма похожему на тот, что привел к краху Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) на постсоциалистическом пространстве. Эксперт по экономической истории из Цюрихского университета Тобиас Штрауманн в своей статье о грядущем развале зоны евро написал, что это может произойти в ближайшие пять лет. Он провел аналогию с исчезновением рублевой зоны в 1992–1993 годах, когда страны бывшего СССР, будучи не в состоянии преодолеть экономические трудности, одна за другой начали вводить свои национальные валюты.

Потом в бой опять пошла тяжелая артиллерия. Бывший глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспен заявил, что европейская валюта терпит крах и это может негативно сказаться на экономике США и всего мира в целом. По его оценке, увеличивается раскол в экономических, аналитических и банковских кругах относительно того, должен ли евро быть единой валютой 17 стран «с очень отличающимися культурами» по части роли правительства, потребительских расходов и инфляции.

Страны действительно разные, но дело не только в этом. Если несколько лет назад переход на евро некоторыми новыми членами ЕС рассматривался как вожделенный подарок, то сейчас они этого сами не хотят, потому что боятся. Недаром на днях президент Чехии Вацлав Клаус заявил на экономическом и политическом форуме в Австрии, что вступление его страны в зону евро даже не рассматривается. И единственный выход, по его мнению, сокращение числа государств в этой зоне или же проведение жесткой экономической политики. Следом премьер-министр Чехии Петр Некеш пояснил: «Мы согласились присоединиться к валютному союзу, а не к трансферному или долговому». Иными словами, вскладчину хорошо пировать, а платить по чужим счетам никто не хочет. По мнению главы чешского правительства, обязательным условием экономической стабильности страны является сохранение независимой, то есть национальной валюты.

Почему бы и да?

Вместе с тем, несмотря на самые мрачные прогнозы и катастрофичные предсказания, евро пока держится. Вопрос в том, надолго ли его хватит. Руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев считает, что, поскольку все политические и экономические элиты Европы сделали ставку на евроинтеграцию, пятиться теперь назад не имеет никакого смысла. «Заявления же некоторых политиков, Гринспена и Делора – не что иное, как попытки словесно ослабить евро на фоне доллара. Хотя опять же непонятно, зачем Гринспен выступил с таким заявлением, он ведь вообще фигура нейтральная», – рассказал «НИ» ученый.

Главному экономисту фонда экономических исследований «Центр развития» Валерию Миронову эта версия также представляется весьма вероятной. Распускание слухов о распаде еврозоны он тоже оценивает как попытку ослабить европейскую валюту. В самом деле, долгая дискуссия по поводу повышения планки государственного долга США, многочисленные комментарии об угрозе технического дефолта, которые велись в течение нескольких месяцев, объективно подорвали силы доллара. Все это породило очередные разговоры о том, что пора бы уйти от доминирования американской валюты в мировой экономике и найти ей альтернативу. В то же время становление евро как второй резервной валюты достаточно заманчиво для Франции и Германии. «Из-за этого евро будет искусственно поддерживаться в перспективе стать равноценной заменой доллару», – пояснил г-н Миронов. Словом, по этой версии, прогнозы краха европейской валюты делаются главным образом для того, чтобы помочь американской.

Грецкий орех

Однако такая «теория заговора» способна объяснить далеко не все. Скажем, Греции, которую многие зарубежные эксперты ставят первой на выход из зоны евро, заботиться о судьбе доллара не имеет никакого смысла. В прошлом году страна избежала дефолта по внешнему долгу только благодаря стабилизационным кредитам Евросоюза и Международного валютного фонда. Платить за это неблагодарностью грекам просто не с руки. Тем не менее очевидная угроза, исходящая еврозоне из Афин, не спадает, а нарастает. В последнем прогнозе бюджетной комиссии парламента Греции говорится, что долг «вышел из-под контроля», несмотря на то, что ЕС и МВФ предоставляют кредиты. Многим местным экспертам возврат к «старой доброй драхме» видится как единственный выход из ситуации, когда так долго ничего не помогает.

Финансово-экономические дискуссии порождают нервозность, слухи и кривотолки. На днях влиятельная афинская газета «Элефтеротипия» сообщила, что греческое правительство заключило контракт с адвокатской фирмой Cleary, Gottlieb, Steen and Hamilton LLP, чтобы изучить последствия возможного выхода из европейского валютного союза. Министерство финансов страны вынуждено было это публично опровергать. Напротив, заявили чиновники, фирму наняли для того, чтобы реализовать решения ЕС от 21 июля, когда Греции пообещали 109 млрд. евро дополнительной помощи, и программу по обмену суверенных облигаций с дисконтом. Это и было единственной темой консультаций с адвокатами, говорилось в заявлении местного минфина.

По мнению профессора Российской экономической школы Олега Замулина, если рассуждать гипотетически, Греции надо было бы девальвировать евро, но она это сделать не в состоянии. «Поэтому Афины хоть и являются на сегодняшний момент одним из первых кандидатов на выход из еврозоны, ФРГ и Франция, оказывающие им всяческую поддержку, этого не допустят, – рассказал «НИ» ученый. – Греция сейчас находится в крайне интересной ситуации. Она не может заявить, что, вступив в зону евро, сделала непоправимую ошибку, – это, прежде всего, ударит по репутации политического курса страны».

Возвращать национальную валюту Греции просто-напросто незачем, утверждает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. И причин тому несколько. «Во-первых, это ударило бы по репутации греческой драхмы, поскольку она автоматически и сразу получила бы статус валюты-неудачницы. Во-вторых, возврат к национальной валюте чреват целым рядом серьезных проблем, в том числе технического характера. Нет специалистов, которые могли бы адекватно подсчитать, сколько необходимо печатать денег», – объяснил «НИ» г-н Делягин. И третья причина, по мнению ученого, состоит в том, что «новая старая драхма» была бы крайне неудобной и для и бизнеса, и для населения. «Доходы бизнеса пришлось бы конвертировать, а людям будет так же «комфортно» сидеть с драхмами в кармане, как нам с рублями в Европе», – отметил г-н Делягин.

По мнению ученого, выход из еврозоны даже одного государства не выгоден никому. Ведь смысл ее в едином рынке, где крупные компании успешных стран, осуществляя свою деятельность, получают огромную прибыль, платят с нее налоги, а эти отчисления идут на поддержку слабых стран, в частности, той же Греции. «Ну, выйдет она из еврозоны – и Франция с Германией просто-напросто меньше денег будут давать», – размышляет Михаил Делягин. Правда, есть другой сценарий: не греки уйдут из валютного союза, а их оттуда попросят неким коллективным решением ЕС. Однако, считает экономист, и в этом случае ничего не изменится. «Греция им скажет, что ей на это решение вообще чихать: как жила с евро, так и продолжит жить. Тем более это же не Ливия – бомбить не будут», – уверен эксперт.

Никогда не говори «никогда»

Хорошо, Грецию спасут, вылечат и оставят в еврозоне. Но ведь не она одна нуждается в лечении. В очередь к финансовым врачам могут стать другие страны, в том числе с большими по объему экономиками, а это предполагает использование еще более дорогих лекарств. Олег Замулин полагает, что, если и говорить о выходе каких-то государств из еврозоны, то «вероятнее всего ожидать таких действий со стороны Испании, Португалии и Исландии». Некоторые другие эксперты включают в этот список и Италию.

По мнению Валерия Миронова, как только эти страны покинут нестройные уже ряды ЕС, существование как такового валютного союза, стержнем которого останутся Париж и Берлин, больше не будет иметь смысла. «Франция вернется к франку, а вот у Германии будет выбор – или остаться с евро, или же снова начать печатать марку», – полагает экономист. Если этот сценарий все же будет реализован, то и тогда евро как валюта не умрет, считает профессор Замулин. «Франция и ФРГ в случае распада зоны евро вряд ли вернут франк и марку – все-таки слишком много сил и средств было потрачено на реализацию валютного проекта под названием «еврозона», – полагает он.

Подобный сценарий маловероятен, но все-таки возможен, признают эксперты. Однако чаша весов истории пока еще склоняется в пользу сохранения еврозоны, а Берлин и Париж будут делать все возможное, чтобы не допустить исчезновения единой валюты. Ну а если они вместе не смогут больше тащить на своих плечах долги стран Южной Европы, то Европейский центральный банк возьмет на себя эти обязательства. В противном случае появится повод для суждений, что мир может быть только однополярным, и полюс этот находится в США. Попытки же изменить ситуацию заканчиваются плачевно. Европейцы с этим не хотят соглашаться. Да и не только европейцы.

"