Posted 4 сентября 2006,, 20:00

Published 4 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Нервная работка

4 сентября 2006, 20:00
Федеральная налоговая служба (ФНС) обещает значительно повысить эффективность своей работы. Как следует из вчерашнего сообщения налоговиков, для этого предприняты стратегически важные меры: во-первых, ФНС планирует обучать сотрудников территориальных органов по программе «Культура и психология делового общения», а во-в

Примечательно, что о программе обучения сотрудников региональных органов в самих региональных органах ничего не знают. К примеру, в управлении ФНС по Москве сообщили «НИ», что впервые слышат и о психологических консультациях, и о программе по развитию «культуры общения». Возможно, прорывной характер новой программы был настолько очевиден федеральным органам, что журналистам о ней сообщили раньше, чем своим сотрудникам. В заявлении ФНС говорится, что «с сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками постоянно проводятся беседы о необходимости внимательного и корректного отношения к налогоплательщикам, не унижающего их чести и достоинства». Сама необходимость этих бесед наводит на определенные размышления.

«Специалисты психологической помощи необходимы в работе государственных органов, а при некоторых службах, например, при МЧС, такие специалисты уже давно работают, – сообщила «НИ» эксперт факультета психологии МГУ, пожелавшая остаться неизвестной, узнав, что речь идет о налоговой службе. – Работники налоговых органов тоже нуждаются в психотерапевтической помощи, ведь им могут быть свойственны такие профессиональные заболевания, как кризис личности, стрессовые состояния и постстрессовый синдром».

В отличие от психологов российские предприниматели к инициативе ФНС относятся скептически и отмечают совсем другие актуальные проблемы, за решение которых могли бы приняться налоговые органы:

«Нам не дают спокойно платить налоги, – удивляется Иван Поляков, член генсовета «Деловой России» и гендиректор омского ПО «Радиозавод имени А.С.Попова». – У многих предприятий машиностроительной отрасли за последний год выросли задолженности перед бюджетом, но налоговые органы при содействии местных властей вместо того, чтобы пойти нам навстречу, напротив, всячески препятствуют нам в уплате налогов и вдобавок дочисляют необоснованные претензии. Только за последний год нашему предприятию удалось отсудить более 500 млн. руб., которые незаконно пытались получить от нас налоговые органы».

Не менее распространенным обвинением в адрес ФНС является участие в разборках между предпринимателями. Вице-президент общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владимир Корочкин в интервью «НИ» назвал это одной из главных проблем развития бизнеса и отметил, что без связей с контролирующими органами в российский бизнес лучше не соваться.

Между тем эффективность ФНС по своему прямому назначению вызывает определенные сомнения: несмотря на быстрый рост ВВП, собираемость налогов лишь падает, в этом году она может снизиться на 6%.

Новые радикальные нововведения ФНС призваны исправить сложившуюся кризисную ситуацию. Ведь, возможно, именно постстрессовый синдром способствует появлению у налоговых служб необоснованных претензий к предприятиям, а пандемическое распространение кризиса личности среди налоговиков заставляет их ввязываться в разборки между коммерческими структурами. Представляется логичным в этой связи назначение на пост главы ФНС доктора Курпатова, но сами налоговики эту перспективу пока не комментируют.

"