Posted 4 сентября 2006,, 20:00

Published 4 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Золотой патриотизм

Золотой патриотизм

4 сентября 2006, 20:00
Вчера на выставке «Ювелирная Россия» отечественные производители украшений пугали посетителей тем, что большая часть продаваемых ювелирных изделий – подделки и контрафакт непонятно чьего производства. Впрочем, в процессе развернувшейся дискуссии выяснилось, что главную угрозу российские ювелиры видят не в изготовителях

По данным российских ювелиров, 40% продаваемых в России украшений – подделки. «Каждый из нас сегодня, приобретая ювелирное украшение, не может быть уверен, что это не «турецкое» золото, что оно имеет гарантии содержания в нем нужного количества золота, получило независимую оценку характеристик драгоценных камней, – говорится в заявлении, подготовленном организаторами «Ювелирной России». – В России отсутствуют обязательные требования по сертификации драгоценностей». Приводятся и несколько примеров, подтверждающих данное заявление. Так, характеристики бриллиантов на бирке указывает сам производитель. А если в ювелирном магазине обнаружены «золотые» изделия с отсутствием проб на содержание золота, то продавец, уплатив небольшой штраф, по закону получает конфискат обратно, и эти изделия могут спокойно появиться на другом прилавке.

Впрочем, четких доказательств того, что чуть ли не каждый второй россиянин покупает ненастоящие драгоценности, у российских ювелиров не оказалось. Свои выводы они делают на основании статистики. Так, по данным Госкомстата, ежегодно в России продаются в четыре раза больше украшений, чем производятся. При этом, по официальным данным, импорт золота составляет 10–15%, серебра – 30%. На этих основаниях отечественные ювелиры делают вывод, что объемы «черного» ввоза никак не меньше, а возможно, и больше официального импорта. «Работа Пробирной палаты России организована так, что поставить клеймо можно практически на любом украшении вне зависимости от того, как оно было ввезено! – возмущается президент «Алмаз-Холдинга» Флун Гумеров. – Подделать клеймо также не представляет труда. Тем более что розничный ювелирный рынок в России никто не контролирует и проверить, настоящее ли клеймо стоит на кольце, некому. Между тем стоимость легального клейма составляет 10% от себестоимости продукции, что существенно удорожает ювелирные изделия».

Впрочем, никто из участников встречи – ни представители гильдии ювелиров, ни члены клуба «Российская ювелирная торговля», ни сами ювелиры – не смогли дать ответ на вопрос, откуда же берется некачественная продукция с поддельным клеймом – из «кустарных» российских предприятий или же из-за рубежа. А вот слов насчет того, что импорт вытесняет отечественные украшения, было сказано много. Звучали речи о том, что государство должно заниматься протекционизмом отечественной ювелирной промышленности, о необходимости ограничивать зарубежные поставки пошлинами. При этом постоянно подчеркивалось, что основную опасность импорт представляет для потребителя. Между тем было очевидно, что, в первую очередь, собравшихся волнует их собственный бизнес. «Объем рынка до последнего времени увеличивался на 30–35% ежегодно, – заявил первый заместитель руководителя Пробирной палаты России Борис Борисов. – Сейчас темпы роста несколько упали, но все равно остаются внушительными. Так, в 2005 году увеличение рынка золота составило 20%, серебра – 8%». Обеспечивают этот рост никак не российские предприятия. По словам депутата Госдумы Евгения Ройзмана, в России почти не осталось мелких и средних ювелирных компаний, крупные же обложены налогами так, что развиваться им крайне сложно. Понятно, что ювелирам не хочется окончательно терять столь динамично растущий рынок украшений.

"