Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Слишком много хлеба

Слишком много хлеба

4 сентября 2005, 20:00
На Кубани собрано почти 7 млн. тонн зерна. Это рекордный урожай за 15 лет. Однако на самом деле зерна собрано гораздо больше. Эксперты утверждают, что агрофирмы скрывают реальные размеры урожая, чтобы уйти от налогов. Хлеборобы не отрицают: по их словам, занижать урожайность их вынуждает недопустимо низкая закупочная ц

Вопрос, куда деть рекордный урожай, встал сегодня перед кубанскими крестьянами во весь рост. Хранить зерно на элеваторах фермеры не могут из-за высоких цен, собственных хранилищ у них нет, остается отдавать урожай перекупщикам за копейки. Главной причиной перепроизводства зерна специалисты рынка считают кризис российского животноводства. Твердой «хлебной» пшеницы сейчас не найдешь – предпочтение отдают кормовым сортам, которые охотно покупают животноводы на Западе. Эти же сорта дают большой объем зерна в ущерб качеству. «Единственный выход пропускать зерно через скот, развивать животноводство, – заявил «НИ» зам. губернатора Кубани по агропромышленному комплексу Николай Дьяченко. – А поголовье скота в России сокращается. Из-за этого каждый год образуется до 15 млн. тонн зерновых излишков». Однако сами аграрии развивать животноводство не спешат: затраты окупятся в лучшем случае за 7 лет, а в растениеводстве вложенные деньги можно вернуть за год.

В рамках зерновой интервенции государство обещает закупить у российских крестьян порядка двух миллионов тонн зерна по цене от 3050 до 3090 руб. за тонну. Учитывая, что сейчас перекупщики дают за тонну от 1500 до 2500 руб., селяне выберут, конечно, госзапас. Однако общий сбор зерна в России скоро достигнет 80 млн. тонн, поэтому закупка 2,5% урожая земледельцев не спасет. Кроме того, схема распределения бюджетных средств наверняка будет коррупционной.

«Я не уверен, что это будут справедливые торги, – говорит Юрий Хараман, председатель процветающего щербиновского АО «Знамя Ленина». – Если на торгах победит тот, кто предложит самую низкую цену, – это не поддержка производителя, а профанация. Госзакупки имели бы смысл, если бы у отдельных хозяйств по твердым ценам закупали определенное количество зерна для государственных нужд».

Если для крупных акционерных обществ зерновая интервенция – лишь элемент навязчивого пиара властей, то для мелких фермеров она могла бы стать спасением. По мнению фермеров Ейска, скупщики получают на перепродаже пшеницы до 500% прибыли, производители же с трудом окупают затраты на ее выращивание. Но интервенцию они тоже считают обманом. «Я не думаю, что она дойдет до простых фермеров», – говорит Роман Синчило, глава фермерского хозяйства «Алена».

Ейские фермеры пообещали начать в ближайшее время начать акции протеста «Хлеб – наша надежда». На встрече с руководством края глава ассоциации фермерских хозяйств района Петр Щербак заявил, что терпение селян закончилось. Выслушав его, вице-губернатор Кубани Николай Дьяченко обещал пересажать всех, кто будет выступать против политики администрации.

Фермеры вот-вот приступят к решительным действиям. По словам Щербака, уже готов четырехметровый гроб, в котором «на границе Кубани и Ростовской области будет похоронено зерно, а с ним и наши надежды». Если же власти никак не отреагируют на публичные действия крестьян, они готовы собрать представителей прессы и в знак протеста сжечь весь небывалый урожай этого года.




До последнего пестицидика

"