Posted 4 августа 2014,, 20:00

Published 4 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Назад, в прошлое

Назад, в прошлое

4 августа 2014, 20:00
В конце минувшей недели лоукостер «Добролет» объявил о том, что прекращает полеты на всех направлениях из-за санкций ЕС. По словам специалистов, эта участь может постичь любую российскую авиакомпанию, собравшуюся летать в Крым. В итоге воздушный флот страны, состоящий сейчас преимущественно из «Боингов» и «Аэробусов»,
Сюжет
Авиация

Дочерняя компания «Аэрофлота» лоукостер «Добролет» приостанавливает все полеты с 4 августа, сообщил авиаперевозчик на своем сайте. Причина – санкции Евросоюза, наложенные на компанию на прошлой неделе за полеты в Крым. «В связи с применением экономических санкций, введенных ЕС в отношении «Добролета», ряд европейских контрагентов сообщил об отказе выполнять свои обязательства перед авиаперевозчиком – аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. В условиях беспрецедентного давления перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов», – заявили в пресс-службе авиакомпании.

Пассажиры, которые успели купить билет из Москвы в Симферополь и обратно на рейсы до 15 сентября, смогут полететь самолетами «Оренбургских авиалиний» (также дочка «Аэрофлота») в даты и время, указанные в билетах, сообщил «Добролет». Эта же авиакомпания будет возить людей по билетам «Добролета» из Москвы в Волгоград до 20 августа. Все остальные билеты придется сдать, компания полностью компенсирует их стоимость.

С крахом «Добролета» завершилась попытка избежать западных санкций за полеты на «временно оккупированную» территорию. И это, похоже, только начало. Воздушный мост между Россией и «воссоединенным» Крымом может обрушиться с такой же легкостью, как это произошло в случае с «Добролетом».

«Скорее всего, те же санкции будут распространены и на «Оренбургские авиалинии», и вообще на любую авиакомпанию с госучастием, выполняющую рейсы в Крым, – сказал «НИ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. – При этом необходимо учитывать, что 90% воздушных перевозок в стране осуществляется на 800 самолетах иностранного производства. И авиакомпании могут столкнуться с теми же трудностями, что и «Добролет». Последняя вынуждена была в результате применения санкций прекратить перевозки не только в Крым, но и по стране. Сервисное обслуживание, запчасти, лизинговые контракты – все это позволит Западу легко заблокировать любого перевозчика, отважившегося летать на крымский полуостров. В случае продолжения санкций в воздушной блокаде может оказаться не только крымский полуостров, но и страна в целом, воздушный флот которой рискует встать на прикол, как это и произошло в случае с «Добролетом». Таким образом, ситуация вокруг «Добролета» наглядно свидетельствует о возможных последствиях аналогичных экономических санкций для любой российской авиакомпании, летающей в Крым.

Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР

И это лишь малая толика проблем, с которыми предстоит столкнуться России в результате введения секторальных санкций. Нашим властям не простят не только Крым, но и падение малайзийского лайнера, поддержку (как говорят западные спецслужбы) донбасских ополченцев. Европа посылает явственные сигналы, что времена, когда мир жил по имперским правилам «собирания земель», безвозвратно ушли в прошлое.

Основная зависимость ЕС от России сохраняется в энергетическом секторе. Чиновники Еврокомиссии пока благоразумно решили не трогать поставки «голубого топлива» из России, от которых ЕС зависит на треть. Однако под санкции ЕС попали поставки высокотехнологичного оборудования для нефтяной отрасли РФ. Также уже обозначились проблемы с «Южным потоком», что побудило Кремль пойти на заключение не слишком выгодных контрактов с Китаем. Дальнейшая ситуация с санкциями будет напрямую зависеть от развития событий на Украине. Но уже и то, что сейчас осуществляет Москва, похоже, будет долго аукаться нашей экономике.

«В независимости от того, будут усиливаться санкции или нет, уже сейчас очевидно, что последствия для российской экономики будут тяжелыми. Как минимум следует ожидать падения ВВП на 2–3 процента. Это серьезная проблема, в том числе для населения, которая проявится в росте тарифов ЖКХ, стоимости электроэнергии, подорожает бензин на автозаправках, – сказал «НИ» научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ), бывший министр экономики России Евгений Ясин. – Планируется бросить на восполнение потерь ресурсы резервных фондов, но это игра в рулетку. Мы собирали деньги в «кубышку» на случай падения нефтяных цен. Сейчас, в связи с санкциями, эти последние ресурсы уже переделили и заложили. Если цены на нефть упадут, то возникает реальный риск дефолта. Те, кто говорит властям, что мы все сможем сами без западных технологий и денег, вводят руководство страны в заблуждение. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть во многом от политической линии руководства. Но если все будет продолжаться так же, как и сейчас, то это очевидный шаг назад с непредсказуемыми последствиями».

С мнением Евгения Ясина в беседе с «НИ» согласился директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. «Санкции для России будут очень чувствительными. Ударят и по населению. Те, у кого есть деньги, продолжат, конечно, ездить на Кипр и прочие курорты, но денег у людей станет меньше, поскольку секторальные санкции затронут экономику в целом и каждого в отдельности. В ближайшей перспективе это ударит прежде всего по среднему классу, – говорит г-н Гринберг «НИ». – Стагнация экономики может перейти в рецессию, упадут доходы населения. Но куда большие сложности могут возникнуть с точки зрения развития страны на ближайшие годы. Если прекратится приток западных технологий, в том числе двойного назначения, в российскую экономику, перевод ее с сырьевого статуса на инновационные рельсы будет отложен как минимум на годы. Наиболее острый вопрос – импортозамещение. Гидравлика, микроэлектроника, компонентная база. Все это придется создавать самим. А на это потребуются огромные средства, которых нет в бюджете, и не факт, что мы сможем себе позволить такие миллиардные траты. Россия рискует отстать в развитии по сравнению с передовыми странами на десятилетия».

В Латвии опасаются ответных действий Москвы

Министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский в интервью национальному ТВ указал, что если Россия сфокусирует ответные санкции на Латвии, то их эффект «может быть разрушительным». По мнению министра, потенциальный урон для латвийской экономики может составить до 10% ВВП. Наиболее уязвимыми являются пищевая промышленность (на которую приходится половина всего экспорта Латвии), транзитные услуги и энергетика. Как указал г-н Домбровский, Латвия «уже ощущает» на себе последствия конфликта на Украине. Так, в мае (то есть до введения жестких санкций против России) объем латвийского экспорта в РФ снизился на 16–17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В то же время премьер-министр Латвии Лаймдота Страюма заявила, что новые санкции ЕС в отношении РФ «не являются катастрофичными для народного хозяйства Латвии». По утверждению премьера, для предпринимателей Латвии позитивно то, что пока ничего не говорится о транзите и об экспорте продуктов или других товаров. Оба эти заявления прозвучали буквально накануне сообщения о том, что Россельхознадзор обнаружил опасные бактерии в латвийском сухом молоке. В Псковской области на днях была задержана целая партия этого продукта – 20 тонн. В нем, по сообщению Россельхознадзора, обнаружено значительное содержание жизнеспособных бактериальных клеток, свидетельствующих либо о недостаточно эффективной термической обработке сырья, либо о плохой мойке оборудования, либо о неудовлетворительных условиях хранения продукта. Вместе с тем, как сообщила представитель отдела прессы и информации МИД Латвии Диана Эглите, «в настоящее время ничто не свидетельствует о том, что груз сухого молока задержан на российской границе по политическим мотивам».
Валдис Кревиньш, Рига


Российское эмбарго в свое время даже улучшило качество грузинского вина

Что такое оказаться под действием санкций – грузины знают не понаслышке. Торговое эмбарго со стороны России, последовавшее за «шпионским скандалом», случившимся между Москвой и Тбилиси осенью 2006 года, Грузия благополучно пережила. Запрет на поставки грузинских вин и минеральных вод официально был введен Роспотребнадзором по причине их низкого качества, однако Тбилиси было ясно, что реальная причина запрета была политическая. Поначалу это был тяжелый удар для грузинских компаний, вызвавший резкое ухудшение их финансового положения. В частности, в винодельческой отрасли из-за сокращения объемов экспорта закрылось множество компаний. Но, несмотря на это, виноделы справились с ситуацией. Поставки грузинских вин и минеральных вод в другие страны, в основном постсоветского пространства, в последующие годы увеличились. В частности, длительное время Украина оставалась лидером среди импортеров грузинских вин. Выросла доля американского, европейского и азиатского рынков. Изменилось и качество продукции. «Большое спасибо России за винное эмбарго, так как это дало нам возможность резко улучшить качество вина», – говорил экс-президент страны Михаил Саакашвили. Правда, с этой точкой зрения не все были согласны. «Улучшение качества не должно быть обусловлено внешним фактором. Более того, подобные заявления оскорбительны для бизнеса», – заявлял эксперт отрасли Гия Хухашвили. Но, несмотря на новые рынки сбыта, ниша российского рынка для грузинской продукции продолжала оставаться «самой желанной», и, как известно, грузинские вина и «Боржоми», а также овощи и фрукты, вернулись в Россию после шести лет отсутствия и пользуются спросом. По последним данным, именно на Россию сейчас приходится 66% экспорта грузинского вина. Россия занимает четвертое место в списке стран – основных торговых партнеров Грузии. Вместе с тем стороны встали перед новой проблемой. После подписания Грузией соглашения по ассоциации с Евросоюзом Россия приостановила режим свободной торговли с Грузией. В Тбилиси надеются, что это не новое эмбарго.
Ирина АЛЕКСИДЗЕ, Тбилиси


В Польше подсчитали потери от санкций Москвы

В июле Москва ввела эмбарго на импорт ряда польских продуктов питания из-за претензий к их качеству. Польское министерство сельского хозяйства категорически отвергает обвинения Россельхознадзора как «не имеющие под собой никаких оснований». В распространенном министерством коммюнике подчеркивается, что российское эмбарго в первую очередь негативно отразится на потребителях в России, которые привыкли по приемлемым ценам покупать качественные фрукты и овощи польского производства. А введенный Россией запрет на ввоз фруктов и овощей из Польши «носит характер политически мотивированной репрессии». Как заявил министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий, российское эмбарго может стоить польской экономике до 6 млрд. злотых (60 млрд. рублей), в связи с чем нужно будет искать другие рынки сбыта – в основном в странах Азии и Ближнего Востока. Россия для Польши является основным рынком сбыта яблок (57% польских яблок экспортировалось именно в РФ). А общая стоимость поставляемых из Польши в Россию фруктов и овощей составляет около 1 млрд. евро в год, что делало Польшу одним из ключевых экспортеров для российского рынка. Марек Савицкий заверил, что указанные нарушения являются прежде всего «следствием ошибок в оформлении документов, а не плохого качества польских товаров». Польская сторона надеется, что проблема будет решена на уровне ЕС. Председатель польского Союза садовников Мирослав Малишевский сказал, что введение запрета на экспорт в РФ овощей и фруктов – это «плохая новость для польских сельхозпроизводителей, которые традиционно поставляют свою продукцию на российский рынок». В свою очередь министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил в интервью каналу TVN24, что каждая из стран ЕС понесет в связи с введением санкций «определенные потери», но к этому нужно быть готовым. Г-н Сикорский указал, что Варшава подходит к введению санкций «без энтузиазма»: «мы честно предупреждали наших экспортеров, чтобы те не становились полностью зависимыми от одного лишь рынка, так как это просто-напросто опасно».
Владимир ВОДО, Варшава

"