Posted 4 августа 2010,, 20:00

Published 4 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:59

Updated 8 марта, 06:59

Страсти по зерну

4 августа 2010, 20:00
Вчера глава Международной зерновой компании (МЗК) Юрий Огнев рекомендовал России остановить с 1 сентября вывоз зерна из страны, прозрачно намекнув, что из-за недобора урожая экспортерам будет трудно выполнить обязательства по поставкам. Минсельхоз пока явно не собирается этого делать, опасаясь на долгие годы потерять в

В результате точно еще не подсчитанных потерь от засухи в отдельных регионах РФ тонна пшеницы уже подорожала на 2,7 тыс. руб. Агрохозяйства, которых беда не коснулась, решили придержать зерно, ожидая еще большего роста цен на сельхозпродукцию. Неспокойно и на зерновых площадках мира, ожидающих сокращения вывоза пшеницы из России примерно вдвое. Цены на пшеницу за рубежом выросли на 2 августа до 211 евро за тонну, это приблизительно в 1,5 больше, чем в конце июня. В Англии, например, фураж уже подорожал на 30% и до конца года может подтянуться еще на столько же. Из-за этого там опасаются «продовольственной инфляции на полках», которая может составить уже в этом году 10%. Ведь вслед за фуражным зерном по цепочке дорожают мясо, птица и молочные изделия. Дело принимает неприятный оборот для всех.

В такой обстановке звучат два сигнала: срочно, с 1 сентября, вводить временное эмбарго на российское зерно и, наоборот – не вводить, потому что прежних запасов все равно хватит, и мы не перестанем бороться за лидерство на мировом рынке. Первую меру рекомендует правительству МЗК, которая является российским подразделением одного из крупнейших мировых трейдеров Glencore. По прогнозу компании, урожай зерна в России может составить не 70–75 млн. тонн, как подсчитал буквально накануне Минсельхоз, а лишь 65 млн. тонн.

«С нашей точки зрения, у правительства есть все основания остановить весь экспорт зерна из России с 1 сентября. Остановить грамотно, не повышая экспортных пошлин, но объявив стопроцентное эмбарго на вывоз зерна», – заявил глава компании Юрий Огнев зарубежной прессе. – В противном случае экспортеры столкнутся с проблемой неисполнения своих контрактов, поскольку себестоимость поставок резко вырастет». По его словам, если правительство решит установить экспортные пошлины на зерно, то дефолты компаний по поставкам неизбежны. «Если эмбарго на экспорт не будет наложено, – считает специалист, – то объем экспорта пшеницы в текущем году может упасть до 5–8 млн. тонн».

Между тем замминистра сельского хозяйства РФ Александр Беляев сообщил, что ограничения на экспорт зерна из России пока вводиться не будут: «Принимает решение правительство, но на сегодняшний день такой ситуации нет. Экспорт очень легко потерять, но очень тяжело завоевать. Будем стараться балансировать на весах, максимально сохранив рынок, и, естественно, на 100% обеспечить себя продовольствием и семенами и кормами», – заявил чиновник. По его словам, Минсельхоз в этом году планирует по экспорту зерна остаться «на уровне прошлых лет». В 2009 году Россия поставила на экспорт 21,4 млн. тонн, что составляет примерно 13,4% мирового экспорта пшеницы.

Так насколько зависим наш внутренний рынок от экспорта? И что лучше – удержать рынки или получить спекулятивные цены внутри страны? Алексей Павлов, замначальника аналитического департамента управляющей компании, подтвердил «НИ»: из-за серьезного урона, нанесенного урожаю засухой, цены на зерно и другую сельхозпродукцию заметно растут. «Однако этот рост носит скорее спекулятивный характер, поскольку дефицита зерна в текущем году пока не предвидится. Внутреннее потребление составляет порядка 75 млн. тонн в год. При этом совокупные переходящие запасы сейчас на уровне 20 млн. тонн (из них около половины приходится на интервенционный фонд). Таким образом, даже в том случае, если урожай составит всего 60 млн. тонн (это самый пессимистичный на сегодняшний день прогноз), отечественные экспортеры смогут вывезти до 5 млн. тонн зерна за рубеж», – отметил эксперт. Что же касается введения эмбарго, то вопрос здесь больше политический, напрямую связанный с ростом цен на продовольствие, которое наблюдается уже сейчас, считает аналитик: «Дефицита зерна на глобальном рынке в этом сезоне не ожидается, а потому экспорт и без эмбарго может оказаться убыточным мероприятием из-за высоких внутренних и низких мировых цен», – подчеркнул г-н Павлов.

Его поддерживает гендиректор центра «Финэкспертиза» Агван Микаелян. «Нужно понимать, какая в этом году будет цена на рынке. Уже собрано 50% урожая, а статистики нет, что совершенно возмутительно в данной ситуации. И непонятно, какими будут потери при сборе второй половины урожая. Но какими бы печальными ни были результаты уборочной кампании, 5–6 млн. тонн переходящих остатков мы получим обязательно», – считает специалист. Что же касается эмбарго, то г-н Микаелян уверен: нужно не вывоз контролировать, а спекулянтов пресекать, потому что это их бизнес – скупать по дешевке, а потом распускать слухи, что дело плохо. «Мы это уже проходили в 2007 году, когда тонна пшеницы скакнула с 5 до 9 тыс. руб.», – напомнил он «НИ».

Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский подчеркивает: не стоит рубить сплеча – нужен глубокий экспертный анализ со всеми «за» и «против». «Но с точки зрения удержания позиции в первой пятерке экспортеров зерна нам нужно соблюсти все контракты. Если мы снизим экспорт, то восстановить его будет непросто – покупатели переключатся на других поставщиков – США, Канаду, Австралию, где с урожаем все в порядке», – сообщил «НИ» эксперт.

"