Posted 4 июля 2004,, 20:00

Published 4 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

За что ответит Козлов?

4 июля 2004, 20:00
Ситуация на банковском рынке обрела размытые очертания неопределенности. Решение первого зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова отозвать лицензию у Содбизнесбанка вызвало в банковском сообществе негативную реакцию. И дело не в корпоративной солидарности. Дело прежде всего в несвоевременности и непродуманности этого шаг

Достаточно послушать вкладчиков Содбизнесбанка, которые сутками дежурили у банковского офиса на Красной Пресне, чтобы понять: их главный враг – Центробанк. Логика понятна: если есть сведения о незаконных банковских операциях – накажите руководителей банка. Но не наказывайте десятки тысяч людей. Они сейчас клянут президента, власть. Увы, помочь им уже ничем нельзя. Да в сочувствиях они и не нуждаются. Те, кто им сочувствует, сами побежали в банки – снимать со счетов остатки вкладов. В банках начался ощутимый отток частных клиентов, что констатируют многие эксперты.

Ситуация действительно сложная. Любопытно, но руководители банков стараются весьма осторожно оценивать действия ЦБ. Откровения госчиновников о том, что на очереди еще с десяток банков, которым грозит судьба Содбизнесбанка, принуждают руководителей финансовых учреждений быть тихими и корректными. Хотя раздражение в банковском сообществе действиями руководства ЦБ в лице первого зампреда налицо. Более того, все активнее идут разговоры, что руководство главного банка страны подставило президента. Действительно, Владимир Путин обещает гражданам стабильность, повышение социального благополучия, а на деле – новые экономические тревоги, неопределенность, рост цен. Между тем взрывоопасную ситуацию во многом действия самого Центробанка и спровоцировали. Г-н Козловычисляют: кто на очереди? За кем придут следом? Знакомые мелодии и тревоги 37-го года…

«Трижды зампред» ЦБ Андрей Козлов отвечает за банковский надзор и систему страхования вкладов населения, то есть за ключевые направления банковской реформы. Однако как раз эти направления, по мнению многих экспертов, и пробуксовывают. Вступивший в силу еще накануне Нового года федеральный закон «О страховании вкладов» до сих пор не работает. Центробанк проверяет банки, претендующие на работу со страховыми деньгами. Проверка и лицензирование, по мнению специалистов, может затянуться на год, а то и больше. Считается, что, пока страховая система находится в подвешенном состоянии, вклады самого крупного по масштабам работы с населением банковского учреждения – Сбербанка – гарантируются государством. Однако на рассмотрение Госдумы уже поступил законопроект, который предусматривает исключение действия госгарантий для вкладчиков Сбербанка с момента принятия закона «О страховании вкладов». Это означает, что в случае принятия такого документа клиенты Сбербанка, открывшие счета после 27 декабря 2003 года, рискуют остаться вообще без всяких гарантий до тех пор, пока не начнет работать страховая система.

«Таким образом мы подошли к очень опасной черте, – считает депутат Госдумы, член подкомитета по банковской деятельности Павел Медведев. – С одной стороны, под ударом оказались десятки тысяч вкладчиков Сберегательного банка, а это в основном люди с невысоким достатком. С другой стороны – активно лоббируется продвижение поправки в Гражданский кодекс, которая бы узаконила отказ банков в возврате вкладов. Это система крепостного права. Всю ответственность за это несут те чиновники Центробанка, которые готовили стратегию развития банковского сектора…»

Первому зампреду Центробанка Андрею Козлову не впервой заниматься проблемами вкладчиков. На горячей теме он специализировался и в августе–сентябре 1998 года, когда система вкладов рухнула вслед за рынком ГКО. После этого Козлов был вынужден уйти в бизнес. Впрочем, ушел он не с пустыми руками. Известно, что незадолго до дефолта он оформил в Центробанке ссуду под мизерные проценты на строительство дачного дома в Подмосковье. Не исключено, что именно эти деньги ушли на приобретение бумаг ГКО. Об успешной игре чиновника в ГКО упоминалось в расследовании ныне покойного депутата-журналиста Юрия Щекочихина «Особо важные персоны Центробанка» («Новая газета», 29.09.98 г.) и в оперативном документе Генпрокуратуры, опубликованном в «Независимой газете» («Чиновники нагрели руки на дефолте», НГ, 12.01.99 г.). А незадолго до того, как хлопнуть дверью Центрального банка, Козлов появился на телеэкранах с призывом к вкладчикам «проблемных коммерческих банков» перевести свои счета в Сбербанк. Это было в тревожном сентябре 98-го. Позже бывший глава ЦБ Виктор Геращенко назвал этот призыв «ошибкой», хотя правильнее было бы расценить его как провокацию.

Символично, что провокационные поправки в закон «О страховании вкладов» и Гражданский кодекс проходят через руки того же самого Козлова, который уже показал себя в период дефолта. Экс-глава Центрального банка России Виктор Геращенко, общаясь с журналистами, объяснил действия первого заместителя председателя ЦБ Андрея Козлова вполне прозрачно: «Его карьера складывалась так, что он не работал в коммерческом банке, а потому в практических вопросах, по-видимому, не силен. Я бы такого чиновника, не задумываясь, выгнал с работы…»

Сейчас так думает не только Геращенко…




Вину за ситуацию в банковской сфере депутаты Госдумы возлагают на заместителя председателя ЦБ Андрея Козлова

"