Posted 4 июня 2015,, 21:00

Published 4 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Аттракцион неслыханной щедрости

Аттракцион неслыханной щедрости

4 июня 2015, 21:00
Май – месяц, когда фактор сезонности традиционно и предсказуемо сказывается на снижении цен, прежде всего на овощи и фрукты. Но есть и другие объяснения, почему продуктовая корзина «НИ» подешевела по сравнению с апрельским показателем на целых 8%. В частности, в канун майских праздников сетевые супермаркеты не только п

Акция ритейлеров стартовала в феврале, но, пожалуй, именно сейчас ее плоды стали наиболее заметны. Все пять торговых точек, обследуемых «НИ», как по команде снизили свои итоговые ценники.

Однако тут есть свой немаловажный нюанс: супермаркет «Виктория» фигурирует в нашем мониторинге впервые, и его нынешние цены мы приводим в сравнении с апрельскими ценами предшественника по списку «НИ» – магазина SPAR на улице Ладожской, 13. Напомним, здесь вместо SPAR заработал «Перекресток». Случилось это после того, как розничная компания X5 Retail Group приобрела сеть из 26 магазинов под брендом SPAR у инвестфонда Александра Мамута A&NN Investments. А поскольку один «Перекресток» в нашем списке уже присутствует, мы решили выбрать другую торговую точку.

Так вот, многие продовольственные товары в «Виктории» оказались кардинально дешевле. В целом – на 13,3%. А если по категориям, то говядина бескостная – на 21%, свежие помидоры – на 39%, морковь – на 19%, лук репчатый – на 17%, рис – на 40%, сыр «Российский» – на 20%, масло сливочное – на 25%. Правда, подкачали картофель, апельсины и молоко длительного хранения – цены на них оказались выше, чем было в SPAR.

Последний месяц весны неизменно вносит оживление в отделы «Фрукты и овощи». Ассортимент здесь становится богаче с каждым днем, а цены идут вниз. Главным образом это касается помидоров и огурцов, которые еще в январе-феврале стоили совершенно немыслимых денег. Теперь же килограмм свежих томатов в «Пятерочке» можно купить за 72 рубля, а в BILLA и на Преображенском рынке?– за 90. Огурцы тоже ушли в минус очень сильно: на Преображенском рынке за них сейчас просят всего 50 рублей.

Вообще, эта торговая точка каждый раз удивляет своей ценовой чехардой, непредсказуемостью и нелогичностью. Месяц назад мы не нашли здесь бананов дешевле 130 рублей за килограмм. Ныне же обнаружился супербюджетный вариант за 30. В то же время апельсины тут успели взлететь в цене на 67%, морковь – на 40%.

А целый ряд ценников за месяц, судя по всему, не пришлось переписывать. Прежде всего это касается крайне важной для рациона горожан говядины бескостной, которая скинула итоговые 3,4% только за счет одного магазина, новичка в нашем мониторинге «Виктории». В «Перекрестке», «Пятерочке» и на Преображенском рынке килограмм мяса как стоил 509, 500 и 400 рублей соответственно, так и стоит. Кстати, Национальная мясная ассоциация подсчитала, что потребление россиянами мяса в 2015 году уже сократилось на 2–3%, а по итогам года снизится по меньшей мере на 6–8%.

С яблоками ситуация, как ни странно, также безрадостна, и никакие сезонные факторы не понижают их цену.

«Главная проблема в том, что по целому ряду потребляемых нами продуктов существует хронический дефицит, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Это относится, например, к говядине, значительную часть которой Россия импортирует. Или взять яблоки: для того чтобы мы делали сок не из привозных концентратов, а из собственных, нам нужно больше яблоневых садов. Чтобы их вырастить, понадобится лет пять – десять».

Упорно не желает дешеветь картофель, издревле слывущий народным продуктом, а значит, доступным. Однако нового урожая пока нет, посему «балом правят» импортные мытые клубни в сетках, представленные в большинстве магазинов на безальтернативной основе.

Впрочем, ни картофель, который в «Перекрестке» продается за 81 рубль, ни яблоки из заморских стран, ни мясо, ни подорожавшее на 11,6% пиво «Балтика» № 3 не вносят перелома в общую тенденцию. Дело в том, что уже более полугода на продовольственном рынке – вследствие социально-­экономических причин – наблюдается падение потребительского спроса. Бизнес в своих же интересах не может не реагировать на это обстоятельство.

«Оперативно снижая цены на ряд товаров повседневного спроса, предприниматели при грамотном ведении дела добиваются двойного эффекта – заботятся о кошельке своих покупателей и одновременно увеличивают объемы собственных продаж», – заметила в беседе с «НИ» директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

"