Posted 4 июня 2013,, 20:00

Published 4 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

За неоказание помощи

4 июня 2013, 20:00
В понедельник поздно вечером Ростуризм опубликовал список из 260 туристических компаний, исключенных из Единого федерального реестра туроператоров, а потому не имеющих больше права заниматься выездным туризмом. Причиной стал отказ войти в фонд «Турпомощь», призванный оказывать экстренную поддержку российским путешестве

Напомним, что ассоциация «Турпомощь» создавалась с целью оказания экстренной помощи российским туристам за рубежом, в случае если туроператор не в состоянии или не хочет надлежащим образом выполнять свои обязательства перед ними. Экстренную помощь обещают предоставлять в течение суток, но только при условии, что форс-мажорные обстоятельства возникли по вине туроператора, а заявка исходит от самого туриста. В «Турпомощи» работает круглосуточная телефонная линия, чтобы туристы могли в любое время направить в фонд свой запрос на оказание помощи. Сама организация начала свою работу 4 мая текущего года, и вступление в нее с обязательной уплатой членских взносов было обязательным условием для продолжения работы туроператоров. Сумма ежегодного взноса составляет 0,1% от суммы, вырученной с продажи турпутевок, но не менее 100 тыс. руб. Крайний срок вступления в организацию несколько раз переносили и, в конце концов, назначили на конец мая. Тех, кто к началу лета так и не заплатил денег в фонд, изгнали с рынка. Для возобновления работы руководство туркомпании обязано вступить в «Турпомощь», а затем направить документы на включение в реестр.

До вчерашнего дня в Едином реестре находились около 2 тысяч туроператоров по выездному туризму. Соответственно исключенные 260 компаний – это чуть более 10% рынка. Отныне эти компании могут принимать иностранных гостей в России или заниматься внутренним туризмом, но не вправе организовывать выезд россиян за рубеж. Более половины исключенных из реестра компаний – 134 – находятся в Москве. Еще 36 – в Санкт-Петербурге, остальные – в регионах.

«Клиенты этих компаний, которые сейчас находятся на курортах или только собираются, но успели приобрести путевку до опубликования списка, не пострадают», – сообщила «НИ» руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова. По ее словам, исключенные туроператоры не имеют права заключать новые договоры – как с клиентами, так и партнерами (отелями, авиакомпаниями), но для исполнения старых обязательств у них нет никаких преград.

При этом участники рынка считают, что клиентов у этих самых 260 туроператоров было немного. «Ни один серьезный оператор с рынка не ушел, – сказал «НИ» генеральный директор Центра защиты граждан России за рубежом Дмитрий Давыденко. – Те компании, у которых были серьезные обороты, большой поток туристов, все они остались на рынке и заплатили этот взнос. Многие из тех, кого сейчас исключили из реестра, по сути туроператорами не являлись, они были либо агентствами, либо обороты бизнеса были очень маленькие». Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе согласилась с этим утверждением, добавив, что туристов у этих компаний было немного, впрочем, число их не уточнила. Список на самом деле состоит из незнакомых широкой публике туроператоров.

Эксперты, однако, допускают, что, несмотря на заверения Ростуризма, у части путешественников могут возникнуть проблемы. В этом случае, считает Майя Ломидзе, развитие событий будет зависеть от условий туристического договора. Возможные конфликтные ситуации представитель АТОР советует решать с помощью страховой компании, предоставившей гарантии туроператору. Если последний не сможет вывезти туристов, именно страховщик должен будет выделить ему средства на оплату услуг или компенсации. «Это в чистом виде страховой случай», – заметила г-жа Ломидзе «НИ». Впрочем, еще предстоит разобраться, до какого именно числа будет работать страховой случай. В пресс-службе Ростуризма называют дату опубликования приказа – 3 июня. Майя Ломидзе говорит, что страховка будет касаться договоров, заключенных до 31 мая.

Уход с рынка десятой части игроков, да еще в начале сезона, также ставит вопрос о том, не приведет ли это к снижению конкуренции на рынке. Ведь закрываются компании, не уличенные в недобросовестном отношении к клиентам, а просто не захотевшие или не нашедшие лишних средств на то, чтобы оплачивать чужие ошибки. Игроки рынка отмечают, что такие методы «сужают» туристическую отрасль, ведут фактически к ее большей монополизации и тем самым – к росту цен. «Непонятно, почему маленьким компаниям, у которых просто нет таких денег, теперь отказано в ведении деятельности, – возмущается в разговоре с «НИ» директор одного туристического агентства. – Многие из них хоть и имели маленькие обороты и небольшое число клиентов, но честно исполняли свои обязанности и не подводили туристов. Теперь же им говорят, что их репутация ничего не стоит, если нет 100 тысяч, то их просто выгоняют с рынка».

"